Баба в экипаже. Куда ж нам плыть, как не в Чупу. Соловецкая регата 2005
Куда ж нам плыть, как не в Чупу? Рассказ Марии Темчиной о том как она стала яхтсменом Белого моря. Родила первый кусочек рассказа о Белом море... Поток несознанки....Соловецкая регата 2005.Из давнего.
В один прекрасный день этой зимой у меня было отвратительное настроение... Я сидела за монитором и уныло думала, как бы его поднять... Решила полазить по яхтенному интернету - давно меня интересовали всякие разные паруса. Полазив, решила написать два письма, просто по приколу - почему бы и нет? Чтобы чем-то себя занять. Одно - Тимуру Литвиненко, а другое - Юре Рыбакову . А из обоих мест мне взяли да и ответили... И перевернулась моя жизнь в итоге в последние полгода вверх тормашками... Так что вредно, товарищи, лазить по всяким дурацким сайтам! На работе работать надо.
Куда я собственно ездила.
Я участвовала в двух этапах Соловецкой регаты: от губы Чупа до порта Витино (недалеко от Кандалакши) - около 70 миль, и от порта Витино до Б. Соловецкого острова - около 170 миль. Ходила на Конраде-25 чупинского яхтклуба, с чупинской же командой. Четвертьтонник - это маленькая яхточка, как я недавно узнала метко окрещенная прозвищем "ослик". Погонялись мы довольно-таки бездарно, частью из-за неготовности яхты и старых парусов, частью из-за того, что халявили... Но все равно поездка оставила кучу эмоций и впечатлений. Всего мы с Юрой насчитали 399 морских миль, получилось 3 перехода где-то по 30-60 часов.
Что я знала о Чупе до того, как приехала сюда? Честно - только песенку про "Билет чупейный почупай и к югу чапай":
Чупа
Стихи Д.Сухарева
Стучи, машина! Курс норд-вест!
Чупа вовек не надоест,
Чупа - столица наших мест, -
В ларьке сметана.
Куда ж нам плыть, как не в Чупу?
Плывем с Чупою в черепу,
И тает иней на чубу
У капитана.
Привет, Чупа! Чупа - приют,
Чупа уютней всех кают.
Бичи печально соки пьют,
А ну, плесни-ка!
В Чупе светло и без движка,
Куснешь с дороги пирожка,
А в нем морошки с полмешка,
А в нем - брусника.
Чупа - черта, сиди и пой.
А что там дальше, за чертой?
Как нас погладят за Чупой
Шершавой лапой?
В Чупе в кино идет "Чапай".
А все ж на станцию ступай,
Билет чупейный почупай
И к югу чапай.
Белое море - это место, где обязательно надо побывать хоть раз... На яхте ли, на байдарке, на катере, на автомобиле - не так важно. Это стихия, к которой надо прикоснуться... Выйти на берег в предрассветный час, как вышла я, и, не веря своим глазам, умыться соленой водой. Только тогдя я поверила, что я и правда приехала сюда, на Белое море...
Что мне запомнилось больше всего из поездки?
Небо. Огромное, с удивительными причудливыми облаками... В эти постоянно меняющиеся облака пристально вглядываешься, пытаясь угадать, какой будет через несколько часов погода, изменится ли ветер, будет ли дождь, налетит ли шквал... Белые ночи вроде уже кончились, но темноты как таковой не было... День перетекает в вечер, вечер перетекает в сумерки, сумерки перетекают обратно в утро... Звезды я видела только один раз...
Люди. Это другой мир. Мой искренний респект тем, для кого многодневные переходы, плавание в любую погоду вплоть до штормовой - не хобби и отпуска, а реальная работа. Образ жизни и способ заработать себе на существование. Белое море - действительно суровое, холодное, с часто меняющейся погодой, высокими и крутыми волнами. Ясное небо - здесь редкость. Юра по приколу написал мне в логбук в графу Weather conditions - "polar storm 5-6 BS..." И правда, сила ветра, которая на Средиземном море не доставляет проблем яхтсменам, здесь уже требует от экипажа изрядной стойкости.
Вопреки обыкновению я не влюбилась в капитана. Зато была очарована обаянием старшего помощника.
Профессионал, прекрасно разбирается в яхтах, делал 70% всей работы по яхте, легко выстаивал многочасовые вахты, рассказывал кучу парусных интересных баек, прощал все мои попытки намотать спинакер на штаг и сломать мачту, терпеливо объяснял всё что я не понимала... В-общем, чудо, а не старпом! Кстати, как раз через год заканчивает среднюю школу. Всего в экипаже нас было четверо - капитан, двое 16-летних пацанов и я. Дима (капитан), Глеб (старпом), Денис (прозванный плавучим якорем за то, что он тормоз... Хотя на самом деле он не дурак - просто халявщик).
От экипажей других яхт - из Архангельска, Северодвинска, Мурманской области, той же Чупы и др. - я не встречала даже привычного неприятия москвичей - слишком мало они их встречают... Скорее удивление - откуда тут взяться девушке из Москвы??? Вообще, на 16 лодок там было всего 7 девчонок... Меня, по-моему, запомнили все после моих акробатических этюдов. Продолжая турецкую традиция, я потеряла равновесие и попыталась рухнуть в воду, заходя на пришвартованную яхту... Не рухнула, удержалась - руки-то у меня сильные - пока за что-то держусь - никуда не денусь... Но нет бы мне это сделать как мой капитан - который в не очень трезвом состоянии навернулся-таки с яхты, окунувшись по колено в воду, но сделал это в одиночестве и под покровом темноты. Нее, это не в моем стиле... Я продемонстрировала серию акробатических трюков на виду у всех экипажей регаты, выстроившихся на причале... Дима потом признался, что был близок к тому, чтобы прыгнуть в воду меня спасать. А экипажи других яхт при встрече меня приветствовали исключительно "Аааа, вы та самая девушка с Браво, которая так изящно заходит на яхту?" и подавали руку...
Когда мы стояли под портом Витино, мне запомнился следующий диалог, произошедший часа в 3 ночи между моим капитаном и экипажем соседней яхты, шумно и громко отмечавшей окончание очередного этапа регаты. Собственно, из-за этого отмечания мои попытки уснуть особо не увенчивались успехом (диалог приводится примерно, по памяти)...
Экипаж Викинга (ЭВ): - Слушай, а эта девушка - она кто - клиент, или член экипажа? Чего она с фотоаппаратом ходит - корреспондент, что ли?
Дима (Д): - Клиент... И член экипажа... Она сюда не просто так кататься приехала, а чтобы тоже за веревочки будет дергать.
ЭВ: - А не страшно, что мы так... Шумим тут... Выражения иногда позволяем себе непечатные
Д: - Ну, ничего... Местный колорит тоже должен быть.
ЭВ: - А может, вам проще - это - какой-нибудь парус специально для нее повесить, пусть себе за веревочки дергает?
Д: - Нееее... С ней такой номер не прокатит...
"Местного колорита" и правда хватало. Дима честно старался не материться при мне, особенно на меня (в крайнем случае - за мои проколы и ошибки срывался на мальчишек - помню, как Глеб возмущался в голос: "А при чем здесь Моя мама???"). Но все равно его манера выражаться иногда вызывала у меня удивление, иногда ступор, иногда приступы смеха. К примеру, я даже в первый момент не поняла, чего кэп имеет в виду, когда он орал на работающего на баке Глеба "Раком встань!"... Только когда тот послушно опустился на корточки, до меня дошло, что по большому счету он прав - и правда нефиг на баке стоять выпрямившись во весь рост...
Мои опасения перед поездкой.
Экипаж будет квасить. Нефига не квасил! Ни Дима, ни мальчишки - пьяными видела несколько раз за всё время... На соседней яхте яхт-клуба - да, не просыхали. Ну и фиг с ними.
Я буду умирать от морской болезни. Нефига подобного! Укачивало меня всего один день (хотя, честно скажем, только один день сколько-нибудь сильно дуло). Причем меня легко можно было использовать как учебное пособие "Чего нельзя делать на яхте тем, кого укачивает". Выпила глоток воды - на леера. Провела 10 минут в рубке - на леера. Съела кусочек хлеба - на леера...
Меня будет сильно напрягать отсутствие гальюна. Это было, честно скажу. В чисто мужском экипаже, на яхте без кают и выгородок девушке в многодневном плавании несколько... некомфортно. Наверное, надо уж или не оказываться в такой ситуации, или не напрягаться... Но факт остается фактом - за время путешествия я так и не привыкла.
Я не умею ориентироваться. Это опасение я развеяла с треском. Есть у меня одно свойство характера, которое я с разной степенью успешности скрываю от окружающих. Я очень плохо запоминаю дорогу... В этом выходе я поняла, что всё фигня. Ну и что? Зато, если у меня будет GPS (можно слепой), карта, навигационная линейка, штурманский угольник, атлас течений и таблица приливов и отливов, я прекрасно сориентируюсь в незнакомой обстановке! И среди ночи, и в качку... А еще я поняла рецепт, как с моей плохой памятью на местность, запомнить маршрут, так чтобы он сниться начал... Надо всего навсего нанести на GPS около 30 маяков и банок, перерисовать от руки карту с яхты соперников (лучшие уроки дает человеческое раздолбайство - ну не было у нас карты Кандалакшского залива!..), и быть несколько раз разбуженной капитаном среди ночи с вопросом "где я нахожусь и куда дальше идти???"
А правильному и внимательному выполнению прокладки ночью очень способствуют расказанные накануне Юрой мрачные байки про обгорелые обломки яхты, найденные около Самбалудского стамика... После этого и координаты этого стамика на GPS как-то не лень наносить и 3 раза перепроверить, и течение скоростью 6 кабельтовых из внимания не выпускаешь, и курс после следующего галса становится ясным со всей очевидностью... И сонливость куда-то исчезает...
А какие еще были проблемы, которых я не ожидала?
Ощущение, что капитан мне не доверяет. В-общем, справедливое ощущение. Что, в-общем закономерно - во-первых, в условиях гонки любой капитан будет действовать так, как ему удобно, а не так как хотят матросы. Во-вторых, я и правда тупила, ошибалась, делала всё недостаточно быстро. Часто не хватало сил на что-то (это вам не яхта Джима, заточеная под Women Racing Team - Браво рассчитан на мужской экипаж)... Ну что же, есть люди, которым дано ходить под парусом. А есть те, кому не дано, но очень хочется... Меня, вероятно можно отнести к последним.
Когда был сильный ветер я старалась не спускаться в рубку.
Даже спала свободное время одну из ночей на палубе на наветренном борту, придерживаясь рукой за леер. На мой взгляд, очень удобно! Единственное но - нужен хороший непромоканец и резиновые сапоги. Вы спросите, зачем спать наверху?
Во-первых, в гонке спать на наветреном борту правильнее - дабы откренивать. А спать на наветреной койке при сильном крене неудобно - у меня это получалось только уперевшись ногами в койку напротив, в полусидячем положении... На палубе - куда комфортнее. А с подветреной койки слетаешь при каждой смене галса (есть, конечно еще и "гроб" - но это место капитана, и койка в форпике - но туда я лезть не рисковала).
Во-вторых, когда что-то надо сделать - отсюда ближе, чем из каюты вылезать.
В-третьих, за курсом яхты проще следить - достала из ветровки GPS, поймала спутники, оценила местоположение и сплю дальше... Заодно не парюсь, что просплю всё на свете и мы куда-нибудь вмажемся - все равно достаточно часто просыпаешься.
В-четвертых, наверху меня не укачивало. А внизу, к тому же, воняло бензином...
Наши переходы длились по 30-60 часов, и меня удивило состояние, в которое я довольно быстро переходила. Итак, вводная: холод, ветер, отсутствие комфорта (нет горячей еды, умывальника), ограничение передвижений (практическая неподвижность большую часть времени). Любое банальное действие - снять координаты с карты и занести в GPS, одеть свитер, что-нибудь сфотографировать - превращается в условиях качки и ветра в акробатический трюк. Отдохнуть полноценно - не получается, в отличие от почти любого похода любой степени тяжести: там ты можешь скинуть рюкзак и пройтись, залезть в палатку и отдохнуть, разогреть еду и поужинать... Вероятно, тем, кто не подвержен морской болезни, несколько проще - они лучше отдыхают в каюте. Когда ветер слабый - тоже все проще, как и когда яхта большая. Возможно, в любом случае, со временем привыкаешь к морю и начинаешь быть естественным. Не знаю, не пробовала - по-крайней мере я за 60 часов не привыкла. В такой обстановке я впадала в какое-то оцепенение, когда не хотелось делать ничего лишнего. Работал инстинкт самосохранения: я понимала, что надо тепло одеться, не получить по голове гиком, не вылететь за борт и т. п. Работало чувство долга: я понимала, что надо работать со шкотами, поить заболевших старпома и кэпа чаем из термоса и т. д. Фотографировала тоже скорее из чувства долга, чем почему-либо еще. Выполнять прокладку и следить за курсом яхты помогали оба мотива: во-первых, осознание, что это моя обязанность, во-вторых, нежелание сесть на мель.
Идея делать что-то лишнее, ненужное - например, умыться, причесаться - казалась глупой шуткой.
Делать что-то необязательное, дополнительное то же не хотелось. К примеру, когда в какой-то момент Дима признался, что он забил на гонку - я восприняла это как данность: ну забили и забили... Хотя кто мешал мне искать в атласе течений оптимальный маршрут, "играть" с парусами, менять пузатость парусов, держать на контроле соперников и т. д. и т. п. - никто не мешал. Но это казалось лишним, не нужным, не интересовало...
Ощущения тяжелой работы не было - не такие уж и суровые у нас были условия, честно говоря, да и мужской экипаж "оберегал" меня как мог, не доверяя трудное. Просто впадаешь в какое-то оцепенение... И ничего не хочется...
Перечитала и поняла, что какой-то мрачный у меня получился рассказ... Да, было не просто. И в физическом плане, и в психологическом. Зато - не надо выдумывать и высасывать из пальцев воспоминания и эмоции. Я просто смотрела на всё широко открытыми глазами и впитывала этот удивительный мир: волнующееся море, скалы покрытые карельскими лесами, темнеющую не так уж и далеко стену Хибин, паруса яхт-соперников, не оставляющих тебя надолго и не дающих расслабиться... И мир живой: крошечные морские звездочки на литорали, ленивые тюлени, поднимающие свои усатые большеглазые головы в нескольких метрах от яхты, выпрыгивающие из воды белухи, ничего не боящиеся чайки, пролетающие совы..