тел. +79215234498                     chupayachtclub@mail.ru        

Из дневника Юнги. Белое море. Соловецкая регата 2007

Юнга яхты Белая ночьИз дневника юнги - статья Максима Богданова вышедшая в журнале "Капитан - клуб" в 2008-м году. В ней, непосредственным языком  рассказывается, как приходят в яхт-клуб и почему влюбляются в парус. Окончательно и бесповоротно. Она очень полезна тем, кто хочет войти в мир паруса, мир природы, отдыха, экстрима и замечательных людей.

 

Максим Богданов. Под редакцией Юрия Рыбакова. Журнал "Капитан-клуб"

Яхта

Казалось, устоявшийся быт вкупе с менталитетом жителя маленького карельского городка будут висеть надо мной всю жизнь. 15 лет -- возраст, когда перед тобой отрываются все дороги, круг общения меняется чуть ли не каждую неделю, хочется быть кем-то большим и нужным и при этом путешествовать с друзьями, ездить на рыбалку, отдыхать и развлекаться. Вместо этого -- школа, компьютерные игры, посадка картошки, ее окучивание и выкапывание, сбор ягод для пополнения небогатого семейного бюджета... Скучные передачи телевидения -- всего две программы, ОРТ и РТР -- с набившими оскомину юмористами, которые веселили еще мою бабушку. Катание на велосипеде, купание в речке, сигареты… Вот и весь досуг рядового пацана шахтерского поселка у Белого моря. Мама пыталась пристроить меня то в дом творчества, то танцором в поселковый клуб, одно время я ходил в секцию биатлона, но без особых успехов. На фоне процветающей кругом разрухи все выглядело серым, непривлекательным и бесперспективным. Пока…

Яхта Белая ночь, Белое мореПока, прогуливаясь по причалу яхт-клуба, я не набрался смелости напроситься в экипаж крейсерской яхты. Она стояла на кильблоках (эти морские термины я усвоил потом) -- ободранная, серая, совсем не похожая на те белые красавицы, которых я видел на глади нашего залива. На море еще плавал лед, было прохладно; вокруг яхты сновали какие-то бородатые мужики и ребята чуть постарше меня. Подошел, что-то спросил, мне нехотя ответили, так как все были заняты -- пилили, шкурили, красили, закручивали. День я провел с ними, чем-то помогал, где-то, видимо, мешал, а вечером попросил капитана взять меня в море. На что получил ответ: "Театр начинается с вешалки, а походы в море -- с ремонта. Бери машинку и обдирай краску. Посмотрим: если надоест -- уйдешь, если действительно хочешь влиться в команду, то придется потрудиться".

Фальшкиль был снят, яхта перевернута, но еще не ошкурена. Две недели после школы я брался за шлифовальную машинку. Сначала выходило кособоко, с ямами, потом приноровился. В респираторе, весь в пыли от краски я был похож на снеговика. Маму уже не радовало мое новое увлечение: я извел гору сносной одежды и обуви, приходил домой в краске и смоле и без сил валился на диван. Очистив яхту до голого дерева, мы стали пропитывать корпус химикатами и оклеивать стеклотканью, потом шпатлевать, шлифовать, красить

За месяц яхта преобразилась. Корпус перевернули, прикрутили фальшкиль, покрасили в ослепительно белый цвет и огромными синими буквами по трафарету я вывел на борту: "Белая ночь". За время ремонта в нашу еще не оформившуюся до конца команду спонтанно вливались (и так же выливались) кандидаты. К концу ремонта из "продвинутой молодежи", как нас называл старпом, остались я и мой товарищ Женя. Капитан Дима, кряхтя и покуривая сигарету, обращаясь то ли в никуда, то ли к старпому, заявил: "Статистика -- вещь неумолимая: в лучшем случае к концу ремонта остается один из пяти…"

В море

Яхта Браво, Белое море, поворот

Середина июня. Яхта на воде. Поставлена новая мачта, такелаж, привезены паруса. Скоро мой первый поход в море. Не в простое -- в Белое, и не куда-нибудь, а на Соловецкие острова. Еще во время ремонта меня снабдили разной литературой, от зачитанных книг по теории паруса и конструкции судов до глянцевых журналов. Еще потребовали заявление от мамы, что я умею плавать, и она не возражает отпустить меня на яхте.

Так мы с моим другом Евгением стали полноправными членами парусной секции яхт-клуба и экипажа яхты полутонного класса "Белая ночь" («СТ-31»). В первый выход вместе с нами пошел четвертьтонник "Браво" ("Конрад-25РТ") с молодежным экипажем -- капитану 18 лет, членам команды не больше.

 

Все кругом было ново и непривычно. Первая качка в шторм; было не просто плохо – ужасно было… Капитан объяснил: "На Белом море волна короткая, качка резкая и изматывающая, привыкнешь -- все привыкают. Или не привыкают…" И задумчиво посмотрел на горизонт. Ветер крепчал и свистел в вантах, волна становилась все круче. Нас с Женей одели в спасательные костюмы-"поплавок" и пристегнули страховками. Кэп со старпомом и штурманом поставили штормовые паруса. Я принял горизонтальное положение в обнимку с ведром. Женя покрепче меня, но и ему было не по себе. Высовывая время от времени голову из рубки и глядя на горизонт, я успокаивал тошноту, но как только спускался вниз, все начиналось сначала. А частые приказы из кокпита о кофе и бутербродах просто сводили с ума. Как на качке зажечь газ, налить воду в чайник, поставить его на плиту и, придерживая, вскипятить; затем разлить по полчашки, не ошпарясь, подать на палубу, а потом сделать бутерброды из разлетающегося хлеба, масла и колбасы? Но мы с Женей освоили этот процесс: один держал, другой резал и подавал. Попробовал сам съесть кусочек – не получилось, опять пришлось бежать к ведру. Тем временем капитан со старпомом и заспанным 2-м помощником, которому очень не хотелось мокнуть между вахтами, вытравили 100 м толстенного конца с плавучим якорем. Периодически переговариваясь с "Браво", шли под рангоутом на попутном шторме. Через 20 часов мы прибыли к Соловецкому архипелагу, прикрылись берегом от волны, поставили паруса.

Чиф подошел к рации: "Радио 1, Соловки, яхта "Белая ночь", подошел к приемному бую, прошу «добро» на заход". У меня возникли вопросы. Кто такой "Радио 1"? Что за "добро"? С ними я потянулся к Чифу, но он меня осадил: "Все потом, ошвартуемся -- расскажу, одевайтесь и наверх".

Соловецкая регата 2008 Белое мореНа палубе было солнечно, но ветер дул сильный. Мы шли прямо на Соловецкий монастырь по узкому фарватеру, огражденному похожими на сигары буями. Нам выделили по сектору обзора -- мне с правого борта, Жене с левого. У "Тамарина причала" стояло множество разных судов; мы пришвартовались рядом с "Браво". Очень хотелось на берег, но капитан приказал: сначала судовое хозяйство, остальное потом. Собирали паруса, вытаскивали мокрые диванные подушки, одеяла, откачивали воду, перебирали продукты. Когда закончили, я понял, что смертельно голоден: во время перехода вообще не мог есть. Праздничный обед готовили всем экипажем. Внезапно на борт пожаловал какой-то дядька с усами, в черном кителе с погонами, весь блестящий и холеный и представился "береговой охраной". Капитан предъявил документы, в том числе мой паспорт; попили чаю, и строгий дядька удалился. Старпом сказал: если кто-то из членов экипажа будет нарушать правила, дядька посадит того в "цугундер".

Как сладко спалось, тепло и долго… На следующий день после завтрака двумя экипажами отправились на экскурсию по Соловецкому Кремлю. В такой огромной крепости я был в первый раз; осмотрели и облазали почти все -- и башни, и стены, и казематы. Даже побывали в храме. За эту экскурсию я узнал по истории больше, чем за весь школьный курс. Вечером была баня. Теперь стали понятны слова капитана: "Самое большое счастье яхтсмена -- после перехода нормально поесть, поспать и помыться".

Утром вышли на Кузова – две огромные скалы, видимые на горизонте. Погода успокоилась, и нас с Женей стали учить управлять яхтой, делать повороты, настраивать паруса. Кругом была такая красота, что хотелось петь. Над морем носились чайки, плескались полярные дельфины-белухи. Залезли на высоченную гору, утыканную, как горохом, каменьями -- это оказались сейды, старинные лопарские молельные камни. Зашли за продуктами в Кемь, где я посидел на вышке Мамонова, снятой в фильме "Остров". Обратный переход до Чупы был спокойным: не штормило.

За 10 дней похода в общей сложности пройдено 370 миль. Капитан, старпом и штурман по приходу приняли у нас с Женей экзамены на "Юного рулевого" и, посовещавшись, записали в гоночную команду на Соловецкую регату. А еще нас заставили выпить по литру соленой воды и окунули в воду, чем закрепили факт посвящения в яхтсмены Белого моря. Когда я пришел домой, мама меня не узнала, настолько, по ее мнению, я изменился.

Гонка

яхта Шанс, соловецкая регата в ЧупеВыход на регату 13 июля, в пятницу. Старпом утвердил этот день как наиболее счастливый. С нами снова "Браво" с молодежным экипажем. Как я им завидовал!

В книге Паппорова "Паруса Беломорья" сказано, что история Соловецких регат началась с крейсерских походов северодвинских и архангельских яхтсменов. Первую регату провели в 1974 г. Маршрут менялся, но постоянным было посещение овеянного легендами острова Большой Соловецкий. С 2006 г. старт первого и финиш последнего этапа проходят у приемного буя Соловецкого фарватера. В спортивной борьбе участвуют яхтсмены Архангельска, Мурманска, Северодвинска, Чупы, приходят яхты из Петрозаводска и центра России. Регата 2007 г. была посвящена 65-летию Соловецкой школы юнг.

Сутки перехода и мы на Соловках. Кэп с чифом ушли общаться с будущими соперниками, другие занялись судовым снабжением, а мы с Женей наводим порядок в лодке. Вечером капитан и остальные долго чертили тактические схемы, считали приливы и отливы, штурман Анна забивала точки в GPS. Основные наши соперники в группе -- "Картеры 30" из Северодвинска", Странник" и "Союз"; у нас большой гоночный балл и, чтобы победить, надо придти с запасом. Попили чаю и улеглись спать: перед гонкой нужно отдохнуть как можно лучше.

Первый этап, 120 миль по маршруту, напоминающему ромашку: г.Благополучия - о.Сеннуха - Большая - снова г.Благополучия - о.Сеннуха - г.Благополучия - о.Белогузиха - г.Благополучия - о.Верхний - г.Благополучия. Старт с судейского судна, морского буксира-спасателя "Прокопчик" дали в сплошном тумане. Используя течение, ушли от соперников. У о.Ровняжный туман разогнало, и со слабым ветерком мы обогнули островок, прижимаясь к самому берегу. Небо тем временем почернело, на горизонте засверкали молнии, грохотал гром. После острова поставили спинакер и с усиливающимся ветром понеслись к приемному бую. Пошли барашки. Только срубили спинакер и взяли рифы, как налетел шквал с дождем. Знак в гавани Благополучия огибали снова при безветрии. Этап был изматывающим: то штиль, то порывы ветра до штормового. Укачивать меня перестало, зато хотелось есть, но приготовить что-нибудь, кроме бутербродов, не было возможности. Постоянно приходилось откренивать. Капитан гонял экипаж с борта на борт, из носа в нос и в корму, а тот, кто находился в люке, отрабатывал команды капитана:"Кофе, бутерброд, сигарету, кофе, бутерброд, сигарету…" и так без конца. Нам (рядовому составу) еще удавалось покемарить, капитан же со старпомом за полтора суток не сомкнули глаз. Финишировали в жесткой «битве» с "Союзом", разница по приходу была 5 секунд, но по баллу мы получили 3-е место.

Второй этап вокруг Соловецких островов начинался также слабеньким ветерком. Почти полночи яхты ловили "секретные" течения, которые в некоторых местах достигают 4 уз. Затем дунуло так, что на попутном течении мы шли под 10 уз. Ветер усилился до 17 м/с, все убрали спинакера, но мы продолжали нести маленький, хотя брочинг следовал за брочингом, волна захлестывала борта, а в рубке приходилось ходить по иллюминаторам.

Штормовой ветер в сулое, как на Белом море называют место встречи течений на мелководье – река в море, с порогами, бурунами и водоворотами, - неописуемой зрелище. Отвесно падающие гребни, движущиеся в непредсказуемом направлении, летящая со всех сторон пена… Когда очередной гребень накрывал борт, Кэп, выплевывая мокрую сигарету, говорил: "Ну вот, еще кирпич прилетел". Мы все несли этот маленький (как мы его потом окрестили – победный) спинакер. Обошли основную группу -- соперники с топовым вооружением меняют стаксели. Когда обогнули Большой Соловецкий, ветер еще усилился, волна стала встречной, и "кирпичи" полетели уже в скулу. Старпом с помощью боцмана все-таки сменили спинакер на геную и зарифили грот на одну полку, беспокоясь за его прочность. Финишировали первыми в группе. На причале нас обозвали сумасшедшими, а журналисты взяли у нас с Женей интервью и даже показали по архангельскому телевидению. Я был самым молодым во всей регате и ощущал повышенное внимание. Чтобы казаться старше и важнее, я даже начал втихую покуривать, за что получил от капитана взбучку.

Третий этап, Соловки – о.Сосновец (100 миль). Опять старт в штиль. С новым 70-метровым спинакером сразу вырвались вперед, обошли Хенекоргский стамик, и тут дунуло с северо-запада, да так, что вся 4-я группа с поломками вернулась в гавань. Волны высотой под нижнюю краспицу мне казались горами, когда мы проваливались, кроме двух гребней ничего не было видно. Но мы шли вперед, полностью зарифленные и под штормовым стакселем. Кэп со старпомом опять остались на палубе одни, отправив всех в рубку "чтобы не мокнуть" (мне показалось, "чтобы не мешали").

Рация разорвала эфир: "Всем, всем, всем, яхта "Радуга", транслируйте на "Прокопчик", видел красную ракету, координаты такие то…" Чиф тут же скинул точки на карту, и мы встали на плавучий якорь, чтобы вести трансляцию. Проболтались на якоре 8 часов, но до "Прокопчика" было далеко, и он нас не слышал. Как потом узнали, ракету пустила яхта "Водный мир" (переделанный в крейсер "Дракон"); они сломали мачту и вернулись на Соловки. Там ребята отремонтировались и все-таки вышли на 5-й этап, вырвав победу в своей группе. Ну а мы финишировали последними, но хоть отоспались. Весь этап Кэп с Чифом переживали за "Браво", все-таки 7 баллов -- дело серьезное, а там пацаны... Но "Браво" прошла без поломок и финишировала 2-й в группе. Мне показалось, что наш комсостав за них радовался больше, чем за нашу предыдущую победу.

На о.Сосновец был праздник Нептуна, конкурсы, крещение для тех, кто в первый раз на регате, и вручение дипломов. Вот весело: получилось, что меня крестили дважды и дважды заставили пить соленую воду. Ну, уж теперь я совсем полноправный член морской братии.

Соловецкий кремль, Белое мореПришел пароходик из Чупы с группой поддержки, привез шашлыки. Замечательное ощущение вкуса настоящего мяса; тушенка теперь, после моря, наверное, будет сниться только в страшных снах.

Четвертый этап, Сосновец – Соловки, 100 миль в зачетку. С утра снова старт, обратная гонка до Соловков в ровный ветер. Ничего примечательного, зато нас с Женей допустили до руля.

Пятый этап, самый короткий, всего 12 миль, зато самый динамичный. Все яхты в куче. Жесткая борьба у знака, к островам Топы в бейдевинд, оттуда в попутку к финишной линии. Немного замешкались со спинакером, и "Странник" оторвался, а нагнать его дистанции не хватило. Мы 2-е и, по результатам всех гонок, 3-и в группе. "Браво" -- также 3-е место в своей группе.

Вечер 24 июля. Торжественное закрытие регаты, вручение призов, опять телекамеры. Капитаны яхт принялись общаться, а мы с Женей и экипажем "Браво" отправились знакомиться с достопримечательностями Соловецкого острова, которые не смогли посмотреть в предыдущие заходы, и на местную дискотеку.

В Чупу мы вышли только к вечеру, салютуя специально взятой пиротехникой. Еще 140 миль, и мы дома, с медалями, грамотами, призами и подарками. Весь переход рулили мы с Женей. За регату и переход, от дома к старту и обратно, нам в формуляры записали по 700 миль. В августе сдам экзамены на рулевого 3-го класса -- ценза хватает "за глаза". Соловецкая регата сделала из меня моряка, как в свое время -- из моего капитана и старпома. И я теперь точно знаю, что после школы пойду учиться: на кафедру парусного спорта Университета Физической культуры и спорта им. П.Ф.Лесгафта.

 

P.S. Соловецкая регата 2008 года включена во всероссийский календарь ВФПС и в ее рамках будет проводится кубок Северо-Запада среди крейсерских яхт, яхт Open 800, GP26  и в классе Оптимист, Кадет, Луч.

           Яхты участники ХХХIV Соловецкой регаты, базирующиеся в г.г.  Архангельске и Северодвинске стартуют 08 июля на Соловки гонкой открытия. Все остальные участники к месту старта прибывают в свободном плавании. Соловецкая регата заканчивается гонкой закрытия Соловки – п. Пертоминск.

 Расстояние, пройденное яхтами в гонках открытия и закрытия регаты, входит в зачет Соловецкой регаты для экипажей этих яхт.

Открытие Соловецкой регаты состоится 11 июля на Соловецких островах; открытие Кубка Северо-Запада состоится 17 июля на Соловецких островах, по объявлению судейской коллегии.

Подведение итогов, награждение победителей и призеров Соловецкой регаты и Кубка Северо-Запада среди крейсерских яхт будет проведено по объявлению судейской коллегии на Соловецких островах 22 июля.

 

Чупинский морской яхт-клуб 2013 Яндекс.Метрика