Чупа - Соловки.

Первый яхтенный опыт. Наконец наступил долгожданный отпуск и я навострил колеса своей субары в Карелию. 

Первая остановка была запланирована в парке Паанаярви. Чистейшая река, нахлыст, хариус, сиг, а если повезет то и кумжа, белые грибы в неприличных количествах, морошка - это святое. И что такое 1700 км за один присест? Пару дней пребывания и мой курс лежал в Чупу, там где меня дожидалась зафрахтованная яхта.  Надо сказать, что именно яхтенного опыта у меня не было вообще и все "было впервые и вновь".

Проект СТ-31, вооружение дробное, используемые паруса грот, генуя, штормовой стаксель, дрифтер. До генакера и спинакера руки не дошли, но в наличи были. Из другого оборудования был компас, пару GPS-ов и рация с 16 каналом ну и разумеется генеральная карта маршрута. Кстати надо сказать, что эта яхта заняла третье место на очередной Соловецкой регате. Команда состояла из трех человек, капитан, старпом (студент Лесгафта-будущий тренер по парусному спорту) и я, назначенный штурманом.

Впоследствии, под присмотром капитана я добросовестно снял координаты с генералки и забил их в свой GPS. По забитым точкам наш экипаж дошел от Чупы до самых Соловков. 

Итак продукты закуплены, вещи погружены, подвесной мотор прогрет и "сбилась мечта идиота", яхта отходит от "горелой" пристани. В Чупинской губе тишь да гладь, идем под мотором. Моторчик меркури 4 л.с., расход топлива 1,5 литровая бутылка в час, скорость под мотором до 5 узлов. Добираемся до м.Картеша там заправляемся водой и идем дальше. Вот за кормой остается о. Луда-Черемшиха и капитан дает команду поднять грот и геную. Ветер встречный, идем в лавировку. После часа хода капитан решает научить меня менять галсы. Руль на противоположный борт, шкот стакселя сбросить с лебедки и ослабить, бакштаг подтянуть и закрепить, шкот стакселя выбрать через лебедку и закрепить. После набора скорости галс поменять. И так раз 10. Скорость от 4,5-7,2 узлов. Хорошо идем. Слева по курсу вижу фонтан белухи. 

На руле простоял 12 часов, красота, часа в 4 утра меня подменили, еще через 8 часов пришли к Соловкам, аккурат на день ВМФ. По рации запрашиваем добро на швартовку, нас просят пропустить катера. Сообразив, что катера с туристами спешат на Б.Заицкий остров, пристраиваемся к ним в кильватер. Прибыв на остров проходим к церкви Андрея Первозванного, которая построена по Указу Петра I в 1702 г. Там духовный чин произносил речь, а тетеньки ему подпевали, рядом стояли юнги мореходки с бескозырками в руках. 

Делаю несколько фотографий местных достопримечательностей, церемония заканчивается и мы отходим к Соловкам. Через пару часов мы пришвартовались к причалу.Рядом с нами стоит потрясающе красивая деревянная яхта "Кондор". Как оказалось яхта из Питера, капитан яхты Галина, яхта 1935 года, полностью восстановленная ее супругом. Супруг когда-то служил на Соловках и мечтал туда сходить, но не дожил, поход на яхте посвящен его памяти. 

В экипаже яхты также был художник Анатолий Семенов, побывавшей во второй кругосветке на яхте "Апостол Андрей". Они от Питера до Соловков дошли за 10 дней. Позднее к причалу подошла еще одна яхта из Москвы. Вооружившись фотоаппаратурой я отправился на обозрение местных достопримечательностей. В Соловецком кремле жизнь идет своим чередом, сено скошено, редиска с укропчиком на грядках зреет, туристы ходят и все фотографируют и фотографируют. Ну и я не отставал, снимал чудные купола, стены, врата и местную рогатую живность. 

Вечером решили отходить и держать курс на Соностров. Ветер попутный, был поставлен грот, а позднее дрифтер. Скорость была небольшая 2-3 узла. Интересно было наблюдать сулои, на совершенно гладой поверхности моря стоят рядами волны. По словам капитана в горле Белого моря точно такие же есть, но гораздо больших размеров.Периодически у яхты появлялись любопытные морды тюленей. 

Когда мы обошли Соловки и вышли на генеральный курс, то ветер усилился и капитан принял решение убрать грот и поставить штормовой стаксель, скорость при этом составляла 5,5-6,7 узлов. Максимальная скорость замеченная GPS-ом составила 10,2 узла. 

 

До Сонострова дошли за 18 часов, волны иногда достигали 3-х метров, я уже сносно научился управлять яхтой и подруливал когда сзади нас догоняла особо большая волна, так чтобы оказаться перед ней кормой. На Сонострове пришвартовались к причалу, старпом Вася сварил картошки с тушенкой, а то во время перехода одними бутербродами питались и заснули. 

В шесть утра я проснулся и сбегал на местную речушку наловил форели, на завтрак. Позавтракав и расплатившись за стоянку мы отчалили в сторону Чупы. По пути остановились у одной примечательной скалы, отдав с кормы якорь и почти уткнувшись носом в скалу закрепившись на ней. Далее я надев на себя дайверскую снарягу сделал пару дайвов. Удивительной красоты отвесные скалы под водой были сплошь усыпаны разными губками, асцидиями, листями морской капусты и прочими обитателями моря. 

По течению регулярно проплывали нарядные медузы, на дне были замечены и сфотографированы местные бычки. После 8 метров глубины обнаружился термоклин, причем вода и так была не слишком теплой, а глубже стала совсем ледяной, хорошо что мой сухой костюм в паре с тинсулайтовой поддевкой составляет достойную защиту от холода. Выпив после дайва горяченького чайку идем домой в Чупу. Через несколько часов яхта пришвартовались у причала. 

Так и закончилось мое знакомство с яхтой, теперь уже точно знаю, что не последнее. 

Автор: Олег Лисогор.

Чупинский морской яхт-клуб 2013 Яндекс.Метрика