Соловецкая регата 2008

Регата 2008 СоловкиПаруса над волной беломорской.

21-го июля в Белом море в 34-й раз завершилась стартовавшая 11 июля Соловецкая регата и Кубок Северо-запада России по парусному спорту, который в этих водах проводился впервые. Соловецкая регата 2008. Журнал "Катера и яхты".

Как все начиналось

Инициаторами проведения самой северной регаты были архангелогородец Юрий Анисимов и северодвинцы Петр Коренюгин и Владимир Мардаровский. В 1974-м, стартовав в устье Северной Двины, первую Соловецкую регату протяженностью 320 морских миль выиграла северодвинская «Голгофа» (капитан Борис Мокеев). Гонка продолжалась около недели и проходила в три в три этапа по маршруту: Архангельск - Соловки - деревня Лямца - Архангельск. Начиная с третьей регаты, для более объективного судейства, яхты стали разделять на стартовые группы в зависимости от величины гоночного балла. С четвертой регаты количество этапов увеличилось до пяти. Стали делать как длинные, «штурманские» по 100 и более миль, так и короткие, чисто гоночные. С 1980 года общая протяженность гонок увеличилась до 400 миль - гонки стали проводиться в Двинской и Онежской губе и в Кандалакшском заливе. С 2006 года старт и финиш большинства этапов регаты проходит у приемного буя гавани Благополучия Большого Соловецкого острова, что вполне логично, т.к. способствует привлечению на регату спортсменов из других регионов.

География и статус регаты

В прошлом году регата обрела свой флаг, постоянный логотип. В этом году появилось несколько вариантов гимна. Резко выросло число участников. XXXIV Соловецкая привлекла под свои знамена 29 яхт. Помимо традиционных участников - яхтсменов из Архангельска, Северодвинска и маленькой Карельской Чупы, в гонках участвовали команды из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и Кондопоги. В кубковых гонках приняло участи и того больше лодок - 31. Отрадно, что длинные переходы к месту старта не испугали самарцев, москвичей и питерцев - гонялись они хорошо, даже здорово, порой, составляя достойную конкуренцию признанным фаворитам. «Самара», например, в трех гонках была впереди неоднократного победителя Соловецкой регаты в первой гоночной группе архангельского «Интерлопера» (в переводе - контрабандист), а московский «Странник», представляющий физфак МГУ (у него был еще северодвинский «однофамилец»), и питерский «Варяг» в своих гоночных группах, которых было семь, и вовсе победили.

В гонках участвовали мастер спорта международного класса Петр Коренюгин, 5 мастеров спорта, 17 кандидатов в мастера спорта России. Яхтсмены состязались на судах, построенных в Северодвинске, в Ленинграде (проекты СССР), Санкт-Петербурге, Швеции, Дании, Польше (Гданьск и Щецин) и мастерами-самоучками. В гонках успешно прошли испытания две первые крейсерские яхты нового российского класса GP26, построенные в Санкт-Петербурге в 2008 году - «Игла» и «Миля».

С повышением статуса регаты изменился состав Гоночного комитета. Его председателем стал судья республиканской категории Олег Александров, из Санкт-Петербурга, председателем протестового комитета - москвичка Ольга Самойлова. Главный секретарь регаты архангелогородка Евгения Турусинова, главный меритель - северодвинец Альберт Дулатов. Всего из девяти членов гоночного комитета четверо имеют квалификацию судья республиканской категории, остальные судьи первой категории. Обеспечивали судейство и безопасность на регате пожарный спасатель МЧС «Игорь Прокопчик» и яхта «Возвращение» из Северодвинска.

На детском Кубке Северо-Запада из семи членов Гоночного комитета один судья республиканской категории, четверо - первой.

Два открытия

Открытие XXXIV Соловецкой регаты состоялось 11 июля на Тамарином причале в Гавани Благополучия, а спустя шесть дней у стен Соловецкого монастыря прошла церемония открытия Кубка Северо-запада. К яхтсменам обратились директор Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника Михаил Лопаткин, глава МО «Сельское поселение Соловецкое» Дмитрий Луговой. Представитель Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря иеромонах Петр напомнил собравшимся, что «кто в море не ходил, тот Богу не молился, а преподобные Зосима, Савватий и Герман всегда помогали мореходам».

Флаги регаты – государственный флаг России, флаг Соловецкой регаты и андреевский флаг - подняли капитаны яхт, победивших в прошлогодней регате: С. Шалабанов («Интерлопер», Архангельск), северодвинцы В. Пермиловский («Шанс»), В. Зеленский («Странник»), С. Бармин, («Олимп») и М. Копыловский («Водный мир», Чупа). Вместе с андреевским на флагштоке был поднят флаг ВМФ СССР с АПЛ «Казань», когда-то освященный на Соловках - его привез в прошлом командир этого атомохода капитан «Экспромта» И. Кравцов, заметив, что нынешняя регата посвящена 50-летию атомного подводного флота, а многие яхтсмены или служили на флоте, или строили боевые корабли. Флаги кубка Северо-запада на церемонии открытия подняли юные яхтсмены.

Гонки были разными

Соловецкая регата относится к гонкам третьей категории сложности. В программу соревнований были включены восемь гонок собственно регаты, пять из которых шли в зачет Кубка Северо-запада.

Белое море считается у яхтсменов одним из самых непредсказуемых и «неудобных» из-за короткой крутой волны, в этом схожей с балтийской, мощных переменных течений, наличия мелей, отмелей и осыхающих камней. Хватает здесь и туманов – густых, молочных. Нередки здесь и штормы, например, шторм у мыса Шарапов не позволил многим яхтам в первой гонке показать все, на что они способны: сошли с дистанции архангельский «Орион», «Магеллан» из Чупы, а один из яхтсменов московского «Странника в момент перемены курса получил травму - в Чупе ему была оказана медицинская помощь.

Самыми протяженными были гонки в Кандалакшский залив и обратно на Соловки - около 100 миль. В этих гонках яхтсменам пришлось пройти сквозь штормы и штили, хотя таких штормов, как в прошлом году, не случилось. Зато штилей было предостаточно. Например, в первой гонке. Лишь «Интерлопер», подняв все, что можно было поднять, потихоньку удалился от замершей на траверзе Секирной горы разноцветной парусной эскадры, в итоге «привезя» архангельскому «Навалису» (название морского конька), финишировавшему последним, десять часов. Самой короткой стала петля от приемного буя гавани Благополучия вокруг острова Топ и обратно к приемному бую. Но эта семимильная гонка для некоторых яхт как раз как раз и стала самой сложной. Дело в том, что названный остров - маленький скалистый кусочек суши с маяком - входит в небольшой архипелаг Топы, а в гоночной инструкции было указано: обогнуть левым бортом о. Топы (маяк). Вот отдельные капитаны, посчитав, что надо огибать весь архипелаг, по радио запросили судейское судно, а его роль, как и в прошлом году, выполнял пожарный спасатель «Игорь Прокопчик», уточнить маршрут. Главный судья ошибочно дал указание огибать оба острова. Вот и получилось, что у кого-то дистанция оказалась длиннее, что в такой спринтерской гонке весьма существенно. Гоночный комитет, возложив ответственность в случившемся на себя, в сложившейся ситуации нашел выход, пересчитав время прохождения дистанции для «заблудившихся» яхт.

Уже по ходу регаты в расписание гонок вносились изменения. Например, для того, чтобы жители гостеприимной Чупы смогли увидеть, как проходят состязания крейсерских яхт, вторую гонку было решено провести не возле острова Пежо, а прямо по акватории залива - в Чупской губе. И зрелище получилось захватывающим. И дистанция короткая, и ветер подходящий. Над судами взлетели разноцветные спинакеры, а когда яхты, обогнув судейское судно, возвращались к причалу Чупы, спинакеры беспощадно «рубили», поднимали стаксели и крутыми галсами летели вперед. Чупинские яхтсмены старались показать все, на что они способны. Вот яхта «Водный мир» на глазах своих земляков выиграла эту гонку в своей гоночной группе. И другая чупинская лодка «Белая ночь» финишировала отменно. Словом, маленькая карельская Чупа подарила регате праздник гостеприимства с хлебом-солью, концертами, товарищеской встречей по мини-футболу, маленьким фуршетом и даже баней, а регата подарила поселку горняков и рыбаков праздник парусов. Глава администрации Чупы Ю. Давыдов признался, что заинтересован в том, чтобы такие визиты стала традиционным:

- Раньше в поселке, когда работали шахты по добыче слюды, кварца и полевого шпата, жизнь бурлила. Теперь шахты закрыты, население поселка сократилось на половину - теперь в Чупе около 3800 жителей - такой праздник нам просто нужен - мало у чупинцев праздников, а парусный спорт в поселке еще живет.

Быть беломорским яхтсменом почетно

Посвящение в беломорские яхтсмены по традиции проходило на острове Сосновец. Ритуал отработан годами. Владыка морей и океанов Нептун огласил список тех, кто впервые участвует в Соловецкой регате, а пираты во главе с капитаном северодвинского «Олимпа» С. Барминым организовали для новичков непростые испытания: бег в роконе (непромокаемый костюм) и перетягивание каната, такелажные работы - нужно было связать канат из предметов одежды испытуемых. Прошедших испытания новичков после чарки воды морской посвятили в беломорские яхтсмены. Каждый получил грамоту за подписью самого Нептуна, где сказано: «имярек окроплен был водой из пучины морской и чарку оной принял, с чем и зачислен отныне и во веки в ряды парусной братии Беломорской». Главный судья соревнований О. Александров, также прошедший обряд посвящения, признался:

- Давно я не окунался в такую атмосферу искренности, душевности, доброжелательности. Хотя с морем у меня связана вся жизнь (Олег Викторович окончил военно-морское училище, служил в подплаве, а потом в военной приемке на «Звезде» в Комсомольске-на-Амуре) и в парусном спорте я очень давно, с удовольствием выпил чарку беломорской воды и вступил в это парусное братство. Если такие традиции будут поддерживаться, то Соловецкая регата займет достойное место в ряду ведущих парусных соревнований в России. Для этого здесь есть все. И даже белые ночи способствуют проведению таких соревнований.

Кстати, если говорить о свободном времени яхтсменов, то его из-за насыщенности соревнований гонками практически не было. Тем не менее, благодаря директору Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника М. Лопаткину культурная программа все же была: интереснейшая трехчасовая экскурсия по Соловецкому монастырю и поездка на Большой Заяцкий остров - там сохранились древние магические лабиринты и деревянная церковь Андрея Первозванного, срубленная еще при посещении Соловков Петром I в 1702 году. Во время этой поездки яхтсмены возложили венок к поклонному кресту, воздвигнутому яхтсменами в год столетия подводного флота России морякам и подводникам Архангельской области, выполнившим свой долг перед Отечеством.

Мнения разделились

Восемь гонок общей протяженностью более 600 миль входили в программу соревнований. Две 100-мильных и короткая гонка по Чупской губе в зачет Кубка не были включены. И вот здесь мнения разделились: кому-то, в частности капитану северодвинского «Странника» В. Зеленскому по душе длинные гонки, а капитан «Шанса» В. Пермиловский считает, что именно спринтерские гонки позволяют выяснить, кто есть кто в парусном спорте. Но все яхтсмены сошлись в одном: свободного времени для знакомства с достопримечательностями Соловков было очень мало. Короткие гонки начинались в 10 утра от приемного буя, значит, отходить от Тамарина причала нужно было где-то в 9.30, а финишировали яхты уже вечером, и на знакомство с Соловками времени не оставалось. Яхтсмены из Санкт-Петербурга прямо заявили:

- Обидно побывать на Соловках и не познакомиться с этой жемчужиной России. По крайней мере, гору Секирную мы видели только с борта яхты.

В один голос яхтсмены также отметили заботу об участниках регаты со стороны местной администрации во главе с Дмитрием Луговым -минимум удобств на берегу был обеспечен.

Одних итоги радуют, других обнадеживают

Восемь гонок XXXIV Соловецкой регаты в семи зачетных группах призовые места между яхтами распределила так:

Первая гоночная группа:

1-е место - «Интерлопер» (Архангельсий речной яхт-клуб) – капитан С. Шалабанов;

2-е место - «Самара» (Федерация парусного спорта г.Самара) – капитан А. Карташов;

3-е место - «Командор» (Архангельский речной яхт-клуб) – капитан К. Грязнов.

 

Вторая группа:

1-е место - «Шанс»– капитан В. Пермиловский;

2-е место - «Ропак»– капитан С. Ануфриев;

3-е место - «Легенда»– капитан С. Репин (все яхты - Северодвинск, яхт-клуб «Север»).

 

Третья группа:

1-е место - «Секрет» – капитан П. Коренюгин (интересно, что Петр Георгиевич свой 74-й день рождения 15 июля отметил блестящей победой в 100-мильной гонке от Сосновца до Соловков);

2-е место - «Странник» – капитан В. Зеленский (обе яхты -Северодвинск, яхт-клуб «Север»);

3-е место - «Белая ночь» (Чупинский морской яхт-клуб) – капитан Ю. Рыбаков.

 

Четвертая группа:

1-е место - «Рапира» (Кондопога, Кондопожский яхт-клуб) – капитан В. Силяков;

2-е место - «Странник» (Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова) – капитан В. Колобанов;

3-е место - «Водный мир» (Чупа, Чупинский морской яхт-клуб) – капитан М. Копыловский.

 

Пятая группа:

1-е место - «Олимп – капитан С. Бармин;

2-е место - «Люкс» – капитан М. Питухин (обе яхты - Северодвинск, яхт-клуб «Север»);

3-е место - «Браво» (Чупа, Чупинский морской яхт-клуб) – капитан Г. Шатков.

 

Шестая группа:

1-е место - «Миля»– капитан А. Харьговский;

2-е место - «Игла»– капитан К. Мазур (обе яхты - Архангельский речной яхт-клуб).

 

Седьмая группа:

1-е место - «Варяг» (Санкт-Петербург, речной яхт-клуб) – капитан В. Смирнов;

2-е место - «Персей» – капитан В. Демидович;

3-е место - «Марс» – капитан В. Исаков (обе яхты - Санкт-Петербург, 81 спортклуб ВМФ).

 

В пяти гоночных группах из семи состязались северодвинцы и вновь, как и в прошлом году, в командном зачете сильнейшими были спортсмены из яхт-клуба «Север» - они и получили переходящий кубок комитета по физической культуре и спорту администрации Архангельской области. Эта победа эта была третей по счету, и кубок был передан северодвинцам на вечное хранение. Лучшей команда «Севера» была и в гонках на Кубок Северо-запада. Отменный подарок жителям Северодвинcка - города корабелов и моряков к 70-летнему юбилею, который отмечался вскоре после окончания регаты. 

Кубок Северо-запада, флаги которого были подняты шестью днями позднее Соловецкой регаты, принес почти такие же результаты, но только почти. В первой зачетной группе «Командр» и «Самара» поменялись местами, как и в четвертой московский «Странник» и «Рапира».

На Соловках в рамках 34-й Соловецкой регаты впервые прошли гонки Кубка Северо-запада среди юношеских классов гоночных швертботов. В соревнованиях приняли участие юные яхтсмены из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Мончегорска, Северодвинска и Архангельска.

48 юных яхтсменов участвовало в гонках на Святом озере на яхтах классов «Луч-радиал», «Zoom», «Луч-мини», «Lazer Pico» и «Оптимист». В командном первенстве призовые места заняли первая и вторая команды Архангельска, а замкнула тройку призеров первая команда Санкт-Петербурга. Архангелогородцы из рук директора Соловецкого музея-заповедника М. Лопатина в качестве главного приза они получили судовой колокол с надписью: «Команде-победителю Малой Соловецкой регаты-2008 от Соловецкого музея-заповедника».

В личном первенстве на швертботах класса «Оптимист» победили Я. Калиниченко (Санкт-Петербург), А. Трофименков (Мончегорск) и Д. Федотов (Архангельск). В классе «Zoom» призерами стали М. Ивануса (Санкт-Петербург), Е. Полежаева (Санкт-Петербург) и Н. Пузырев (Архангельск).

Будущее у беломорских парусов есть

Соловецкая регата - одно из самых значительных событий в мире парусного спорта на Русском Севере. Не случайно глава администрации Архангельской области И. Михальчук прямо сказал:

- Мы приложим все силы, чтобы поднять авторитет Соловецкой регаты на еще более высокий уровень. Необходимо, чтобы она стала не только большим спортивным праздником, но и ярким туристическим символом Архангельской области. 

Соревнования завершились успешно. И хотя недочеты и ошибки в организации были, положительная динамика налицо. Это заслуга организаторов регаты во главе с руководителем гонок Яном Берлиным, администрации муниципального образования «Соловецкое» и ее главы Дмитрия Лугового и дирекции Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника и лично Михаила Лопаткина. Это заслуга всех, кто поднял паруса и пришел на Соловки, всех, кто обеспечивал проведение гонок и конечно, журналистов, освещающих регату.

Регата и Кубок Северо-запада завершились, и уже началась подготовка к новой, XXXV Соловецкой регате. Главный информационный спонсор регаты агентство «Двина-информ» уже приглашает представителей СМИ к сотрудничеству на гонках 2009-го. И еще один важный момент: в будущем году в Положение о Соловецкой регате предполагается включить пункт, обязывающий иметь в экипаже юнгу в возрасте до 14 лет, а это значит, что без возрождения детского парусного спорта нам не обойтись. 

Александр Ширшиков, матрос яхты «Странник» и корреспондент «Северного рабочего».

Чупинский морской яхт-клуб 2013 Яндекс.Метрика