Белое море - Соловки - Онега - Белое море 2011

Онежская регатаСтатья Юрия Рыбакова о "Соловецкой регате" 2011, "Онежской регате"2011, "Банковском кубке" 2011, "Чемпионате России в классе четвертьтонник" 2011, "Кубке Туломы" 2011. Гонках, переходах, штормах , экипажах. О Белом море и Онежском озере, Беломоро-балтийском канале и самых северной в России гонке крейсерских яхт. О том как подготавливались к соревнованиям и конечно же, о тех кто помогал в организации этого сложного мероприятия. Парусного похода с Белого моря до Онеги и обратно.

Как обычно парусный сезон в навигации 2011 года открылся после пред навигационной подготовки занявшей целиком весь май месяц.  С этой обычной рутинной, береговой  работы с парусными судами начинает формироваться команда. Мыть, драить, шкрябать выявлять дефектные элементы, демонтировать на профилактику и вновь монтировать палубное оборудование, полировать, покрывать не обрастающими  красками подводную часть яхты.

Все это требует рук, умственных  временных и финансовых затрат от тех кто готов провести лето на крейсерской яхты в качестве полноправного члена экипажа.     Обычно в самом начале ремонта, когда снимаются чехлы с корпусов во время «зимнего отстоя» количество желающих насладиться ветром, критически превышает   состав планируемой команды.  Но это только на первый взгляд.  Практика показывает, что из оптимистично настроенных  «будущих» молодых  яхтсменов к концу весенней подготовки остается в лучшем случае треть еще ничего ровным счетом не умеющих, но очень амбициозно настроенных.  Из обученной молодежи «старой гвардии» возрастом постарше,  большое число не принимает участие  в подготовке,  по причине учебы в других городах и майско - июньской сессии. И процесс  становления экипажа ежегодно повторяется от «года к году», но это неизбежность. Капитанам приходится относиться к ситуации «по-философски»… Но как бы ни было, всегда  настает тот день когда, те кто  искололся в стеклопластиковой пыли, надышался эпоксидными и полиэфирными смолами, был весть с ног до головы в краске,  дрожащими от вибрации шлифовальной машинки  и дрели  руками,  выкатывают из бетонного эллинга белоснежный корпус гоночного парусника. Под грубые мужские команды кран опускает  корпус на воду, ставится рангоут,  загружается судовое снабжение , настраиваются паруса и такелаж , яхты выходят на гладь Кандалакшского залива – навигация начинается. Так  было в 1987 –м и в 2011-м и будет в 2012-м.

В 2011-м много было «впервые и вновь». Впервые «Чупинский морской яхт-клуб»  получил от «Всероссийской Федерации парусного спорта» пять новых лицензионных  спортивно-тренировочных детских яхт класса «Оптимист».  Это позволило,  совместно с «Чупинской районной ДЮСШ» провести в июне месяце международный районный спортивный лагерь.   Вашлаев И.Я. все лето проводил занятия с ребятами в возрасте от 6 до 10 лет на озере Прокопьевское. Имея качественную и одобренную судьей  мерителем  матчасть,  стало возможным выезжать не только на российские, но и на международные детские соревнования. Клуб  принял активное участие в проводимом в Чупе этнокультурном фестивале «Белый шум».

С июля месяца начался гоночный крейсерский сезон.  И опять же, впервые, две команды яхт-клуба  представляющие Лоухский район Карелии  отправились на внутренние водные пути РФ -  Онежское озеро.

Впервые, картографическая компания ООО «Круиз» Санкт-Петербург -  российский представитель  одного из мировых лидеров по производству морских электронных карт , группы компаний Jeppesen  входящих в  международную корпорацию Boeing , поддержал наши команды предоставив комплект морской лицензионной  картографии на Белое море и Онежское озеро. Что значительно помогло командам в соревнованиях. Точность и подробность картографии C-Map by Jeppesen упрощает процесс навигации и повышает безопасность. Стоит заметить, что только карты C-Map by Jeppesen полностью охватывают Арктические воды России, включая Белое море.  Сравнение карт  C-Map by Jeppesen  внутренних водных путей РФ с электронными картами других производителей,  было так же в пользу C-Map.

Соловецкая регата 201109 июля присоединились  ко второму этапу Соловецкой регаты, начавшейся в этом году от Северодвинска.  У мидиевой фермы дер. Соностров, прошли мандатную комиссию и взяли старт на Соловецкие острова. Хорошо прошли 90 мильную дистанцию. Приняли участие во всероссийских соревнованиях «Кубок Северо-Запада РФ» заняв  4 –е место – «Белая ночь» (капитан  Ю. Рыбаков)  в группе полутонников  и 2-е место в четвертьтонном классе «Браво»(капитан Д. Каморкин).  Не все было гладко в этом году.  «Белая ночь» вынуждена была подавать протест  судейской коллегии за применение формулы обмера не соответствующий правилам соревнований.  Из-за этой судейской ошибки яхта «Белая ночь», не подвергаясь с 2010 года переделкам,  вдруг  неожиданно на фоне своих многолетних соперников  стала самой быстроходной в классе яхт полутонников и соответственно после пересчета результатов  по гандикапу  получила 4-е место.  В последствии на «Банковском кубке»  наша правота была подтверждена Всероссийским судьей мерителем .  Но тем не менее Результаты «Кубка Северо-Запада» так и не были пересчитаны, время уже было упущено.

В это время Санкт-Петербургская яхта «Модерна» (капитан Г. Шатков) с Чупинским экипажем, заявленная  и выступающая за «Чупинский морской яхт-клуб» и Лоухский район Карелии принимала участие в этапе  Кубка  России на Ладожском озере. Перед этим «Модерна» гонялась  в Финском заливе Балтийского моря и заняла 2-е место на «Приз Международного военно-морского салона» в Санкт-Петербурге

Был долгий переход через 19 шлюзов Беломоро-Балтийского  канала. ББК - бывшая стройка века -  канал имени Сталина, века кровавого и жестокого. Не покидало ощущение, глядя на вручную вырубленные в скалах камеры шлюзов  и  выкопанные бьефы на тебя с берега смотрят десятки тысяч тех, благодаря труду и жизни, которых создано это грандиозное гидротехническое сооружение. Сначала поднялись от Беломорска, а затем спустившись вниз более чем на 100 метров  по Повенецкой  водяной «лестнице»  из  5-ти стоящих друг за другом двухкамерных шлюзов, отшвартовались в городе Повенец. Посетили урочище Сандормох, почтив  память  упокоившихся  жертв массового террора и психоза. Согласно книге  памяти  в  Сандормохе  лежат жители Чупы, Керети, Лоух. Некоторые были родственниками членам нашей команды. Такие вот печальные параллели.

Шлюза беломорканалаОжидали скрупулезной проверки  портовых властей перед выходом в Онежское озеро. Приятно удивила судоходная инспекция и диспетчер выпускающие суда в Онежское озеро. Узнав что, мы идем из Чупы на гонки в Петрозаводск, нам везде давали  «зеленый свет», шлюзовали без ожидания попутных судов,  разводили железнодорожные и автомобильный мосты, не мучали многочисленными проверками, помогали в выборе мест бесплатной  швартовки к причалам  при  технических остановках по каналу и ожидания встречных судов на опасных для расхождения участках водного пути.

Еще сутки и мы в Петрозаводске. Кооперативная стоянка. Несколько напрягали береговые  бытовые неудобства, но наши экипажи в отличии от Москвичей , привычны к необорудованным причалам Белого моря. Хотя для статуса Чемпионата России один гальюн (туалет)  примерно на 400 человек спортсменов и отсутствие хотя бы простого душа,  было несколько не солидно.

22 июля прошли мандатную комиссию.  Подошла  «Модерна» с  Ладоги. Опять впервые, наши яхты приняли участие в соревнованиях такого ранга. Открывал соревнования Губернатор Республики Карелия Нелидов А.В., члены правительства республики, руководство Всероссийской и Карельской федераций парусного спорта.  Затем начался фестиваль «Северик» , первой музыкальной командой которого выступили «Радио сны», с солистом, одним из организаторов фестиваля «Белый шум»,  И.Шкуринским из Чупы.

Среди крейсерских яхт проводились несколько спортивных зачетов: «Международная 40-ая Онежская регата», «Банковский кубок», «Чемпионат России в классе четвертьтонник». Все соревнования имели статус всероссийский.  «Браво» и «Белая ночь» выступали в классе 32-фута по формуле обмера УПО, «Модерна» в классе « четвертьтонник IOR» . На старт выходило до 57 вымпелов в нескольких зачетных группах.  Гонки были тяжелые и интересные.  Изнуряющие штили сменялись свежими ветрами усиливающимися до штормового. Добились  большого успеха на трех гоночных этапах острыми курсами.  Недостаточная  четкость в  определениях  правил, созданной зачетной группы 32 фута, привела к тому что,  на полных (попутных) курсах пришлось уступить более легким и глиссирующим  яхтам типа GP26. Эти яхты c более чем в два раза меньшим весом,  хорошим  модулем остойчивости и при этом такой же площади парусности, соответственно обладают заведомо лучшими скоростными характеристиками.  К сожалению наши  тяжелые  морские крейсерские яхты ,  предназначены  для длительных и изнуряющих  морских гонок и построены в 80-е годы под  формулу IOR У IOR-овских яхт только на острых (против ветра) курсах есть шансы побеждать  глиссирующие яхты спроектированных, как спортивный снаряд для коротких соревнований и с применением технологий просто отсутствующих 20 лет назад. Закономерный результат гонок:  «Браво» 4-е место, «Белая ночь» 5-е место, что можно расценивать как успех, достигнутый на незнакомом водоеме в конкуренции с заведомо более быстроходными соперниками. «Модерна» в этот раз не смогла полностью реализовать свой потенциал из-за недостатка опыта участия в столь представительных соревнованиях,   заняв в  своей группе промежуточную позицию.  Экипаж «Модерны» с  успехом компенсировал упущение  в Питере,  войдя в тройку  призеров  в августе – сентябре:  «Кубке Балтийца» и  «Кубка  Санкт-Петербурга».

онега 2011Семи дневная регата завершилась торжественными мероприятиями. Экипажи получили очень ценный опыт,  ведя наравне борьбу с лучшими гонщиками России в самой престижной и представительной гонке крейсерских яхт.

Обратный путь домой проходил через Кижи, Беломоро-Балтийский канал, Соловки. Часть экипажа сменилась, из-за работы и отпусков. За управление яхтой «Браво» с традиционно самым молодым экипажем встали ребята еще 2-3 года назад бывшие простыми шкотовыми матросами. Все выпускники и учащиеся «Чупинской районной ДЮСШ», «Чупинской СОШ», некоторые в настоящее время ФГОУ СПО«Северный колледж» в пос .Чупа или окончили его. 

После Соловков, 10-го\11 -го августа,  Белое море подарило командам жесткий Северо-Восточный ветер  - всего то,  обычный для наших широт 6-ти бальный шторм , с порывами ветра до 23-х метров в секунду.

В это время года ночи уже темные, видимость  минимальна, яхта идет  только по спутниковым  приборам и компасу, повинуясь руке опытного рулевого.  Экипажу противостоят несущиеся с Баренцева через горло Белого  моря порывы  ветра, заставляя звенеть от натуги ванты.  Слышен свист, этого «озверевшего ветра», так похожий на детский плачь у подошвы волны и  тут же,  превращающийся в рев при подъеме на гребень.  Через рубку постоянно перелетают сорванные воздушным потоком с  3-х метровых крутых  валов,  холодные брызги.   Трещат от перегрузок снасти, стираются от шкотов и лебедок  в кровь руки. Удовольствия дополняют:  постоянная сырость, невозможность нормально поспать и приготовить горячую пищу, трудность справить нужду. «Мембранная  броня» штормовых  костюмов превращается в мокрую клеенку и противно прилипает к сырому термобелью.  Лучшие из имеющихся у нас   костюмов Genry Lloyd  выдерживают сухость не более 15 часов.  Соль на губах, на одежде, внутри одежды,  на всех предметах.  Согреваться подменной вахте приходится только, тесно прижавшись  друг к другу. Все разбавляется: охрипшими голосами вахтенных, перекрикивающими командами ветер. У вахты на палубе постоянно пристегнуты страховочные сбруи, одеты спасательные  жилеты ограничивающие любое движение, палуба всегда находится под креном  и поэтому троса леерного ограждения палубы впиваются в согнутые спины. Постоянно напряженные от натуги глаза вахтенных наблюдателей высматривают по курсу случайные плавающие предметы. Окрик рулевого «Волна!» заставляет сжаться в комок, спрятаться, скрыться от неминуемого ледяного душа.  

нега штормОт неудобного положения затекают руки, ноги , спины,  все это обильно сдабривается проникающим в любую щель  вездесущим холодом  , заставляя вахты меняться каждые два часа, а иногда и чаще. Тем же кто «отдыхает» на «подвахте» то же приходится «не сладко» , они обязаны в любой момент, быть готовы заменить вахтенных с палубы и находятся в полностью задраенном маленьком объеме. Все люки и вентиляционные отверстия задраены, через неудачно приоткрытый брандерлюк, при смене вахт может проникнуть достаточно большое количество воды и ее немедленно нужно откачать.  Нервирует писк и шип от помех работающей на максимальной мощности на дежурном и  аварийном канале радиостанции, выдающей  при ежечасном  обмене сообщениями: «Все в порядке, поломок и травм нет, лежим на генеральном  курсе, скорость около 8 узлов,  несем штормовые «тряпки»,  продолжаем движение вперед, координаты…, встречаемся на Сонострове».  Лучшая пища в шторме «Сникерс», вместо горячего  чая смесь  газированной холодной «Кока-колы» с растворимым  кофе (помогает не дремать, но на вкус просто омерзительная субстанция), прием пищи сопровождается  тошнотой и бульканьем тех, кто укачался. Мысли и разговоры с риторическим  вопросом : «Когда же эта свистопляска  кончится?» и тут же простой и лаконичный ответ : «как море даст». Гулкие удары о корпус яхты при обруливании   очередной  шальной водяной громады, качка постоянная, утомительная, с изменчивой амплитудой, посторонние раздражающие запахи в спертом воздухе.  «Голова – ноги», так можно описать ощущения  пытающегося  передохнуть  от вахты в салоне  яхты – приходится приспосабливаться, пристегиваясь ремнями к койке. А еще нужно кому то вести навигационную прокладку  на промокшей насквозь карте, отмечая местоположение и курсы, электроника хорошо, да спутники часто падают и батареи имеют свойство садиться.  Вот так преодолевается  погодный фронт.   Страх – да есть, как же без него, в  шторм всегда страшно, боязно всем и опытному капитану и юнге,  но страх взят под контроль  в самом начале, боязно, но нужно все делать разумно,  и менять паруса, рулить, следить за всей обстановкой, даже нарезать бутерброды  - если получится. Страшиться надо дома у телевизора. Тот кто в шторме спасовал, смалодушничал или отказался бороться со стихией ,  дома на берегу уже «не свой», а «чужой». Такие быстро уходят из  паруса, их никто за это не винит, все разные,  кому то дано научиться обуздать ветер и волны, а кто-то готов сутками напролет играть в компьютерные игры и смотреть «Дом 2», гонять палкой кошек по подъездам,  а потом самозабвенно это обсуждать с гламурными  приятелями. Они   становятся «чужими».   Для тех кто «свои» есть  диагноз -  «яхтанутые».  Англичане - лучшие моряки утверждают:  люди «заболевают парусом».

 онега-белое море

Море сурово. Оно сразу проверяет силу духа, ненавидит некомпетентность, позерство,  покупные права,  фальшь и ставит всех и все на свои места. Или берет дань. Друг от друга в условиях ограниченного жизненного пространства не скроешься, никуда, а за тонким пластиковым или деревянным бортом –бушующее  море.

 

После этого не самого сложного в морской практике  перехода сутки сушили вещи на Сонострове, сходили в баню. Море успокоилось. Еще несколько часов и мы дома в Чупе. Обычная после похода уборка яхт.  Все разошлись по домам, отдых. Но буквально через несколько дней команда снова собирается и идет или в поход, или на тренировку, отбирает новых кандидатов взамен выбывших.

Сентябрь, наступила осень, куда можно дойти своим ходом, гонок больше не проводится.  А погоняться хочется. Поэтому члены наших команд «Браво», «Белая ночь», «Водный мир» приняли участие  в «Кубке Туломы» г. Мурманск в составах экипажа  яхт клуба «Мурманского морского торгового порта»:   «Таис», «Душа», «Стайер». Заняв соответственно 3-е, 4-е и 1-е места  соответственно.

Перед окончанием навигации, пригласили судью мерителя Василия Алексеева, председателя технической комиссии ВФПС  и произвели обмер яхт в международные формулы IOR и ORC.

В октябре сезон закрыли традиционно, выходом в острова Чупинской губы.  В планах на 2012-й год «Чемпионат России в классе 1\4» в Санкт-Петербурге,  «Паруса Выборга», «Онежская регата 2012» и «Банковский кубок» в Петрозаводске, возможно участие в Соловецкой регате  в зависимости от сроков ее проведения.  Предстоит дальний поход, гораздо длиннее 2011, к нему будем достойно готовиться.

Наш клуб организация общественная и открытая, мы приглашаем посвятить время занятиям крейсерским парусным спортом всех желающих.  При «Чупинской районной ДЮСШ» действует детская парусная секция, преподавание ведут капитаны нашего яхт-клуба имеющие специальную профессиональную подготовку и большой опыт. Приглашаются ребята в возрасте 7 – 13 лет, занятия на воде проводятся на закрытом водоеме в черте Чупы. Зимняя тренировочная подготовка в спорткомплексе ДЮСШ. Те кто постарше могут попасть в экипаж крейсерских яхт, но следует помнить что:

- яхты требуют повышенного внимания к содержанию. Каждый год, в конце и перед началом сезона, яхту тщательно готовят, проводят все необходимые ремонтные и профилактические работы. Если вы видите себя членом команды, то правилом хорошего тона является помощь в подготовке яхты к спуску. Никто не обязывает, но потом не удивляйтесь, если для кого-то не хватит места в гонке или каком-нибудь интересном походе. Тем более, времени много не требуется. Несколько дней для  продуктивной работы за все время подготовки, найти можно.

Хотелось бы выразить признательность за помощь и поддержку наших команд  при организации участия  и подготовке к Всероссийским  соревнованиям:

Благотворительному фонду Lighthouse Foundation, Гамбург;

кижи - белое мореБаренцевоморскому отделению Всемирного фонда природы (WWF), Мурманск;

ББС МГУ им. Перцева, Москва;

ББС ЗИН РАН мыс Картеш, Санкт-Петербург;

совету правления КРОО «Бассейновый Совет» Чупа;

Администрациям  Лоухского муниципального района и Чупинского городского поселения; туристской компании  «Кереть-Тур», Чупа;

Русская Компания «Миал» -  группа компаний ветеранов боевых действий, Москва;

ООО «Круиз», Санкт-Петербург  - производителя электронной картографии C-MAP;

ООО «Продавец Холода», Новосибирск;

ООО «Технократ», Санкт-Петербург;

ИП Копыловский М.Д., Чупа;

Лоухскому участку ГИМС МЧС;

Чупинской районной ДЮСШ;

Кафедре парусного спорта НГУ им. Лесгафта, Cанкт-Петербург;

Дому культуры «Горняк», Чупа;

Экипажу т\х «Профессор Владимир Кузнецов»;

Всероссийской Федерации Парусного спорта, Москва;

Вашлаеву  Ивану Яковлевичу;

ФГОУ СПО«Северный колледж» в пос .Чупа ;

Членам ЧГСООО «Чупинский морской яхт-клуб».

Юрий Рыбаков. Чупа. 2011 год.

wwf  и яхты чупы

Чупинский морской яхт-клуб 2013 Яндекс.Метрика