Соловецкая регата 2010

Соловки регата, Белое море

Победа в Словецкой регате 2010Вот уже 36 лет проводится на Белом море самая северная в России и возможно в мире парусная гонка крейсерских яхт открытого моря. Гонка 3-й категории сложности, гонка среди суровых северных ветров, меняющихся течений, сулоев, затяжных штилей, туманов, миражей, незаходящего солнца, промозглого дождя, навигационных опасностей и безумных красот приполярья и заполярья. Белое море – край суровый, колыбель российского мореплавания, родина сильных духом , обладающих железными нервами и при этом по-детски добродушных и открытых людей, людей которые называют себя – поморы, живущие у моря, живущие морем.

                    …Море хлеб насущный, море кормит, море поит, море себе забирает и новую жизнь рождает. Именно здесь, на Белом море, на Соловецких островах, собираются яхтсмены со всех необъятных просторов России, что бы в суровой схватке с соперниками и стихией испытать себя, судно, экипаж и выйти победителем в этом непростом соревновании – Соловецкой регате. 

 

                   В 2010-м году кроме зачета Соловецкой регаты состоящей из 7-ми этапов, проводился так же и зачет «Кубка Северо-Запада» среди крейсерских яхт, призванный выявить лучшие экипажи Северо-Западного региона, состоящий из 5-ти этапов и проводимый в рамках регаты. Соревнования лично-командные. Имеют статус всероссийских соревнований, включены во всероссийский календарь и календарь соревнований Госкомспорта России и по их результатам определяются сильнейшие экипажи северо-западного региона. Состав экипажей и команд в 2010-м году имел представительский характер. Архангельск - 8 экипажей, Северодвинск - 7 экипажей , Чупа (Карелия) - 3 экипажа, Кондопога (Карелия) - 1 экипаж, Тольятти - 1 экипаж, Москва - 2 экипажа – всего 22 яхты, 120 сильных духом , настроенных на серьезную борьбу спортсменов.

              Яхты были разделены на несколько зачетных групп, определяемых «гоночным баллом» вычисленным по специальной «гоночной формуле» в зависимости от размеров, водоизмещения, площади парусов, остойчивости и ходовых характеристик (аналогично боксеры на соревнованиях разделяются на группы типа легкий, средний , тяжелый и сверхтяжелый вес).

  «Тяжеловесы» - яхты «тонного» класса ИОР : «Борей» Архангельск (тонник таллиннской постройки), «Командор» Архангельск (тонник СТ-35, Ленинградской экспериментальной верфи), «Мустанг» Архангельск (тонник типа «Таурус» польской постройки), «Гранд Круиз» Тольятти (двухмачтовый кеч типа «гидра» построенная экипажем из судостроительной стали по немецкому проекту).

  «Средний вес» - самая представительная группа, включила в себя яхты полутонного класса: «Агиней», «Шанс», «Радуга», «Легенда» - суда систершипы*, построенные силами экипажей на заводе «Севмаш», где делают стратегические подводные атомные ракетоносцы по проекту разработанному в яхт-клубе «Север» Северодвинск.

* систершип – суда(яхты) построенные по одному проекту и являющиеся одинаковыми по массо-габаритным характеристикам.

Яхта полутонного класса «Белая ночь» из Чупы, постройки Ленинградской экспериментальной судоверфи по проекту СТ-31.

Яхты систершипы из Северодвинска «Союз», «Странник» польской верфи г. Гданьск по проекту Картер 30.

Яхта «Ася» из Архангельска, польского проекта Смагт-30 исполненная строителями из красного дерева.

Сверхлегкие и энерговооруженные трейлерные яхты класса Т800 из Москвы «Валькирия» и «Танжер» попавшие в группу полутонников в соответствии с величиной гоночного балла, эти яхты построены командами в соответствии с требованиями класса самостоятельно, и прибыли на регату на автомобилях с прицепами.

«Легкий вес» яхты систершипы новозеландского проекта «Петерсон – 25», покорители ветра, построенные по лицензии в Польше и получившие название класса Конрад 25. Среди них «Олимп» Северодвинск, «Люкс» Северодвинск, «Браво» Чупа, «Ветер» Архангельск.

«Сверх легкий вес» группа объединившая яхты самостоятельной постройки длиной до 8.5 метров перестроенные «драконы» . Это «Водный мир» из Чупы, любовно построенная и переделанная из беспалубного «дракона» в крейсерскую яхту , своим капитаном Михаилом Копыловским. «Норд-3» из Архангельска, так же перестроенный «дракон», «Рапира» из Кондопоги – яхта спроектированная и построенная своим капитаном , «Орион» Архангельск, единственная в этой группе яхта заводского исполнения по польскому проекту «Нефрит».

Также, кроме зачета в 4-х зачетных группах, объединенных по вышеописанным признакам, был установлен отдельный зачет в 2-х группах у яхт с гоночным баллом до 6.5 и свыше 6.5. Данный зачет введен для присвоения спортивных званий и разрядов.

Как традиционно принято, проводился командный зачет, определяющийся суммарным количеством призовых мест занятых лучшими 3-мя яхтами представляющими клуб или город. В командном зачете вступили в схватку яхт-клуб «Север» Северодвинск, объединенная команда клубов Архангельска. Наша команда - команда «Чупинского морского яхт - клуба» Лоухского района Карелии, представлена в 3-х зачетных группах яхтами «Белая ночь», «Браво», «Водный мир». Представители других регионов в командном зачете представлены не были из- за недостаточного количества гоночных единиц в зачетных группах.

Подготовка яхт «Чупинского морского яхт-клуба» к регате занимала практически все свободное время экипажей, как на береговой стадии март – май, так и в июне. Это и замена износившегося инвентаря, выравнивание и полировка днища, нанесение необрастающих покрытий, окраска, облегчение корпусов, пошив парусов, установка новых проводок, навигационного и спасательного оборудования. Посильную помощь в подготовке к регате оказали: Глава Чупинского городского поселения Давыдов Ю.А., Администрация Муниципального образования «Лоухский район» в лице Главы – Цехова В.П., туристическая компания «Кереть-Тур». Самую крупную поддержку оказал выступивший в качестве партнера «Всемирный фонд дикой природы» WWF, выделив материальные средства в виде грантовой поддержки яхт-клубу при проведении комплексной экологической экспедиции вдоль Северо-Карельского побережья в июне месяце. Работа с экспедицией позволила нашему клубу изыскать средства и приобрести гоночные паруса одного из лучших в России производителей из Санкт-Петербурга, производящего паруса для олимпийской сборной - «К-Sails» . Парусный гардероб яхты «Белая ночь» и «Браво» пополнился ослепительно белыми спинакерами звездного покроя с логотипами «Панды» - символа WWF и ламинатным гротом для «Браво» из не растягивающегося материала Pentex французкого производителя Contender, стоимость которых сравнима со стоимостью неплохого автомобиля. К сожалению, в настоящее время парусный спорт является самым технически насыщенным видом спорта, и гонка крейсерских яхт это не только гонка людских умов, мышц, выносливости, но и гонка материально-технической части, от качества которой во многом зависит результат. Но главный в спорте, все равно, человек - экипаж, объединенный капитаном в спортивную команду, которая преследует только одну цель – победу в гонке, победу, во что бы то ни стало. Формирование яхтенного экипажа - долгий путь, протяженность гонки - 10 суток, да еще к старту 2-е суток ходу и обратно до дому столько же, т.е. экипаж проводит в условиях очень ограниченного жизненного пространства 2 недели. И здесь, конечно же, не место нытикам, позерам, лентяям, случайным людям, наездникам и трусам. Есть старинная поговорка: «Если хочешь узнать все о человеке, возьми его с собой в море». Поэтому экипаж формируется долго и болезненно, и у капитана перед гонкой всегда не легкий выбор, кого взять с собой, а кого оставить на берегу – ошибка может очень дорого обойтись, и не только в виде потери результата, арктическая гонка может и забирать жизни, и такую потерю уже ничем не восполнить

Чупинская команда традиционно была представлена международными экипажами:

«Белая ночь» , 

Рыбаков Юрий, капитан яхты, капитан команды «Чупинского морского яхт-клуба», квалификация: яхтенный рулевой 1-го класса, 1-й разряд по парусному спорту, 36 лет, Чупа.

Богданов Максим, старший помощник капитана, яхтенный рулевой 2-го класса, 3-й взрослый разряд по парусному спорту, 17 лет, Чупа

Вашлаев Иван, рулевой, квалификация яхтенный рулевой 1-го класса, 1-й разряд по парусному спорту, 26 лет, Санкт-Петербург, (быв. Чупа)

Рачевский Александр, рулевой, квалификация яхтенный рулевой 2-го класса, Мастер спорта , 39 лет, Беларусь, Минск

Шкляров Александр, боцман, квалификация яхтенный рулевой 3-го класса, 3-й взрослый разряд по парусному спорту, 16 лет, Чупа.

Попова Ольга, матрос, квалификация яхтенный рулевой 3-го класса, без спортивного разряда, 25 лет, Сыктывкар.

Зацепин Дмитрий, юнга, без класса, без разряда, 14 лет, Чупа.

Ломовцев Александр, сменный матрос, яхтенный рулевой 2-го класса, без разряда, 30 лет, Чупа.

 

«Браво»

Шатков Глеб, капитан, квалификация яхтенный рулевой 1-го класса , 3-й взрослый разряд по парусному спорту, 21 год, Чупа

Ефимов Василий, старший помощник, яхтенный рулевой 1-го класса, 3-й взрослый разряд по парусному спорту, 21 год, Чупа

Прудников Александр, рулевой, яхтенный рулевой 2-го класса, Мастер спорта, 33 года, Беларусь, Минск

Кузьменко Александр, матрос, яхтенный рулевой 3-го класса, 17 лет, Чупа

Супруненко Юлия, сменный матрос, без класса, без разряда, 25 лет, Ашхабад , Туркмения.

Прудникова Ольга, юнга , без класса, без разряда, 30 лет, Беларусь, Минск

«Водный мир»

Копыловский Михаил, капитан, квалификация яхтенный рулевой 1-го класса, 1-й разряд, 60 лет, Чупа.

Кемов Василий, старший помощник капитана, яхтенный рулевой 1-го класса, 3-й взрослый разряд, 42 года, Чупа.

Копыловский Евгений, рулевой, яхтенный рулевой 1-го класса, 36 лет, Чупа.

              Таким составом яхты 8-го июля, во второй половине дня «в свободном плавании», отправились из Чупы на Соловецкие острова. Так же из Чупы к старту регаты вышли московские яхты «Валькирия» и «Танжер», спустившиеся за два дня до начала перехода, в Чупе.

«Белая ночь» произвела остановку на базе мидиевой фермы около деревни Соностров. Благодаря помощи сотрудников базы, «Белая ночь» осуществила монтаж и перенос бакштаговых лебедок и проводок в кокпит яхты, произвела сварочные работы и мелкий ремонт оборудования и его настройку, перевооружен рангоут и такелаж с заменой походных парусов на гоночные. Яхта вооружилась гоночной генуей радиального кроя из армированного дакрона, гоночным гротом со сквозными латами из карбон-арамидного волокна запаянного в майларовую пленку (карбон-арамид – высокопрочное высокомолекулярное синтетическое волокно представляющее собой переплетенные нити из карбона (угля) и кевлара, имеющего крайне низкий коэффициэнт удлинения, по прочности многократно превышающие прочность стали, из такого материала делают бронежилеты, стоящие на вооружении спецподразделений ), и спинакером звездного кроя размером с волейбольную площадку с изображением Панды -логотипа поддержавшего команду Всемирного Фонда Дикой природы (WWF). «Браво» и «Водный мир» произвели перевооружение в Чупе. «Браво» так же установила гоночные паруса – геную 150%, новый грот из материала Pentex, и спинакер звездного кроя.

9-го июля яхты покинули гостеприимный Соностров и отправились к старту. 

10-е июля - день открытия регаты, всеобщий праздник и «головная боль» для капитанов, ведь в этот день мандатная комиссия. Суровый меритель Альберт Дулатов проверяет яхты на соответствие «Мерительному свидетельству» и расчету гоночного балла, обмеряются новые паруса, размеры корпуса яхты, полностью проверяется аварийное снабжение, начиная от спасательного плота и сигнальных ракет и заканчивая проверкой наличия аварийного румпеля, и работоспособности ходовых огней, штормовых лееров, жилетов и т.д. Проверка одной яхты занимает очень много времени, но без осмотра судьей-мерителем ни одна яхта не может быть допущена до соревнований. Оформляются «судовые роли» где прописан каждый член экипажа, проверяются страховки, судовые билеты, допуски врача, заполняются декларации и, наконец, перед самым открытием регаты, судейская коллегия выносит решение - яхты «Белая ночь», «Браво», «Водный мир» - прошли мандатную комиссию без замечаний, соответствуют мерительному свидетельству, обязательное оборудование и снабжение согласно требованиям ISAF (международная федерация парусного спорта), ППГ (правилам парусных гонок), СППОПС (специальные правила по оборудованию парусных судов), в наличии и работоспособно, яхты соответствуют мерительным свидетельствам УПО (упрощенные правила обмера парусных яхт), и допущены к соревнованиям. 

В 17:00 экипажи были приглашены на общее построение, перед регатой всем были выданы гоночные инструкции, положение о регате, форменные кепки с логотипами регаты. Регату и Кубок Северо-Запада открыл главный судья – судья республиканской категории Александров О.В. (Санкт-Петербургский парусный союз), с приветственным словом к участникам обратились глава сельского поселения Кремль Соловецкий, представитель духовенства от Соловецкого ставропигального монастыря, музея, представители Федерации парусного спорта Архангельской области, члены судейской коллегии и организационного комитета регаты. Поднять флаги регаты , Государственный и военно-морской , символизирующие ее открытие традиционно приглашаются капитаны яхт одержавших победу в прошлогодней регате. Честь поднятия Государственного флага Российской Федерации была предоставлена чупинцу, Дмитрию Зацепину - 14 лет (яхта «Белая ночь») – самому молодому члену экипажа из всех участников регаты.

18:00 - Короткое собрание капитанов, и на старт первой гонки. Гонка небольшая всего 8 миль. Приемный буй Соловецкого фарватера – остров с маяком Большой Топ. На старт вышли все вовремя, была объявлена стартовая 5-ти минутная процедура. Стартовая линия традиционно находится между судейским судном и приемным буем. Моторы уже все выключены, включенный двигатель – немедленная дисквалификация. Идущие правым галсом (ветер в правый борт) имеют преимущество перед идущими левым галсом, которые обязаны пропустить тех кто на правом, естественно все стараются занять на старту позицию для старта на правом галсе и как можно ближе к наветренному знаку, чтобы быть выше на ветре относительно соперников и иметь преимущество в маневре. После сигнала «Старт открыт» , старт курсом «гоночный бейдевинд», курс с которым яхта максимально быстро и максимально «остро» выходит на ветер. Небольшая толкучка на старте, касаний корпусов и большинства фальшстартов судьи не заметили. Ветерок слабоват, экстремальных скоростей не достигнуть. Мы заняли не самую лучшую стартовую позицию, и как следствие стартовали поздно, что заставило нагонять соперников, обошли «картера». В группе полутонников вперед вырываются Северодвинские «Легенда» и «Шанс», «Белая ночь» следует у них по пятам на 3-й позиции. В последствии, во всех гонках, основная борьба в полутонной группе развернулась, именно между «Легендой», «Шансом» и «Белой ночью», которые стали безусловными фаворитами соревнований. Оборот вокруг маяка, затем постановка спинакера с огромной пандой посередине , стараемся не упустить вперед Северодвинские яхты, но длина дистанции слишком мала и ее не хватило для решительной победы. В итоге «Белая ночь» пришла третьей в своей группе, «Браво» хорошо взяв старт, не учла силу приливного течения, что принесло ей только второе место, на первом оказались военморы с «Олимпа», «Водный мир» подошел первым в группе, но по очкам и исправленному времени был «пересчитан» «Орионом» и «Нордом-3» в соответствии с гандикапом и гоночным баллом, который у «Водного мира» самый большой в группе. (По правилам гонок с гандикапом к сожалению не всегда яхта пришедшая по абсолютному времени первой, получает первое место.) Ну а в первой – самой «тяжеловесной» группе первое место получил Архангельский «Мустанг».

11 июля. Традиционное утреннее собрание капитанов и гонка №2. Приемный буй острова Большой Соловецкий – остров Сеннуха – Приемный буй. Длина дистанции составляет 23.5 морских мили. Штилевой старт. Яхты выискивая место у знака стараются максимально использовать силу и скорость течения достигающего двух узлов, в условиях безветрия это крайне затруднительно и те кто выбрал тактически не верную позицию взяли старт слишком поздно. Пропустив вперед «Мустанга» и «Командора» из 1-й зачетной группы «Белая ночь» и «Шанс» схватились в битве за место, обогнув остров Сеннуха в слабый ветер, подняв спинакера, попеременно отбирая друг у друга доли секунды яхты периодически менялись местами, тем не менее, «Шанс» максимально используя преимущества более ходкого корпуса и знания местных течений, незначительно вырвался вперед. В результате разрыв в несколько минут приносит «Шансу» первое место, «Белой ночи» - второе, на третье вышел также Северодвинский «Агиней». «Браво» со спинакером панды, почти параллельно с «Белой ночью», финишировала первой в своей группе. После финиша два спинакера с медведями Панда были метко и шутливо окрещены соперниками, как медведи «падла». «Водный мир» попал в штилевой мешок и к нашему сожалению финишировал последним в своей группе, уступив «Ориону» честь придти к финишу первым. В первой группе опять победу одержал Архангельский «Мустанг».

12 июля. Снова старт. На этот раз от приемного буя до острова Ровняжий и обратно, маршрут проходил мимо самых красивейших островов Белого моря – Кузовского архипелага со 150-ти метровыми отвесными скалами увенчанными древними молельными камнями саамов – сейдами. Окрест Кузовского архипелага самая напряженная роза течений достигающая 4-х узлов и периодически меняющаяся с приливом и отливом, с голых вершин иногда приходили шквальные порывы, но в целом гонка начавшись как штилевая, в середине, достигла спортивных скоростей, но завершилась опять штилем. Тактически верное решение пройти между островами Топы отойдя от основной группы позволило «Белой ночи» обогнать «Шанс», но тактического преимущества не хватило для обгона упущенной в борьбе с «Шансом» «Легенды» , мы опять вторые, буквально по пятам нагоняя сверхлегкую «Валькирию» из Москвы. В 1-й группе удача была за «Мустангом». В группе Конрад 25, «Браво» подтвердило свое преимущество с серьезным отрывом и пришла к финишу первой. Чупинский «Водный мир» наконец «расколдовался» но занял 3-е место. Очень удачная для всех яхт гонка вывела нашу Чупинскую команду на второе место в командном зачете. Боевой дух команды стремительно вырос и настрой на командный кубок Белого моря подталкивал вперед и вперед.

13 августа. Самый длинный этап Соловки –Умба, дистанция штурманская протяженностью 110 морских миль. Штиль, штиль… У Белого моря говорят есть только два состояния штиль и шторм, но выдержать полный штиль нелегко, легче шторм, в нем хоть есть динамика и движение. Опять поиск попутных течений и легких дуновений ветра выискиваемого при помощи дыма сигареты. Удачно взятый старт начали портить многочисленно плавающие на поверхности моря водоросли, наматывающиеся на фальшкиль и руль , и с поразительно цепкой способностью, останавливающие «как вкопанных» с таким трудом достигших преимущества и оторвавшихся вперед яхты. Вперед из полутонников, как и раньше вышли более ходкие и легкие яхты Северодвинской постройки. Поиск ветра в открытом море принес нашей «Белой ночи» долгожданное преимущество, полоса попутного ветра подхватила яхту и понесла к финишу отбирая очки у находящегося у линии горизонта «Шанса», в то время как остальные соперники бессильно взирали на свои обвисшие в безветрии паруса, провожая лихо парящие и наполненные ветром над «мертвой зыбью» белые спинакера «Белой ночи» и лихо пристроившейся ей в кильватер «Браво», с изображением медведей Панд, и тихо поплевывая в кильватер горевали об отсутствии ветра, пожелав «Падлам» акулу в трюм.

На подходе к Умбе обстоятельства преподнесли очередной сюрприз. В непосредственной близи от идущих к финишу яхт появился, стратегический атомный ракетоносец «Дмитрий Донской» и 4 сопровождающих его военных корабля выполняющих маневры в эфире раздалось: «Делаем Буги –вуги». Корабли сопровождения начали маневр действительно напоминающий танец «буги-вуги», кружась как мотыльки вокруг разрушителя континентов. В разгар этого танца военной техники ветер полностью «скис» и у лидеров обвисли паруса, а затем пришел шквал, небольшой, но достаточной силы что бы заставить «Шанс» и «Белую ночь» срубить спинакеры из за опасности их порвать , а последующий заход ветра на встречный , добавило радости постановки генуэзских стакселей и лавировки против встречного ветра. В результате всех этих перепетий с заходами и отходами ветра и встречного течения прямо на линии Полярного круга, в первой группе первым финишировал «Командор» , затем в группе полутонников «Шанс» и «Белая ночь», после пересчета по исправленному времени буквально вырвавшая победу у «Шанса», третьим среди полутонников пришел Северодвинский «Союз» показав своим успехом , что Картера еще не сдают позиции хотя и менее энерго-вооружены, чем остальные соперники по группе, надолго заштилевшие у мыса Турий. В группе Конрад-25 опять впереди «Браво». В переделанных «драконах» «Водный мир» пришел третьим, не «расколдовав» где искать такой слабый и временами полностью пропадающий ветер и пропустил вперед Кондопожскую «Рапиру». Изматывающая гонка завершилась. Умба встречала гостей призами и медалями от Госкомспорта Мурманской области, по итогам Умбского этапа, были и хлеб соль , местная поморская самодеятельность , пироги и приветственные речи. Хорошо Умба встретила регату, по доброму и с душой. Хочется сказать отдельное спасибо организаторам теплой встречи Ольге Анисимовой - руководителю отдела туризма при администрации Терского района Мурманской области и Ирине Волковой - руководителю туристической базы «Умба-Дискавери», давние дружеские связи и частое посещение Умбы чупинскими яхтами, принесли свои плоды. Свершилась мечта яхтсмена – баня. Баня с парилкой, где можно вымыться от соли, простирнуть пропахшие потом и просоленные «роконы», и подлечить полученные в штилевой гонке солнечные ожоги – вот эта мечта и осуществилась, спасибо Умба, наш заход не последний в этом году.

Долговременной стоянки в Умбе судьи не дали. На следующий день был новый старт. Умба – остров Сосновец (на входе в Чупинскую губу»), гонка началась с сильным штормовым северо-западным ветром, отдельные порывы достигали 17-ти метров в секунду, очень быстро поднялась высокая и резкая волна. С уменьшенной площадью парусности яхты курсом галфвинд – бакштаг относительно ветра ринулись к финишу. «Белая ночь» совершила ошибку с попыткой выхода круто и далеко на ветер, в надежде занять более выгодную позицию для постановки спинакера, пропустив при этом соперников под рифлеными гротами и генуэзскими стакселями далеко вперед. Ветер резко усилился и тактическое преимущество занятой позиции превратилось в… проигрыш. Попытка постановки спинакера малого размера в такой сильный 6-ти бальный ветер привела к обрыву блока спинакер фала заведенного для малого спинакера на семь восьмых высоты мачты. Погружаясь периодически по пояс в воду и брызги, баковый, пристегнутый к штормовым леерам яхты, летящей со скоростью чайки, «сбруей страховкой» и огромным нержавеющим карабином , поднял спинакер, спинакер встал и яхта понеслась с 10-ти узловой скоростью настигая соперников под филигранным управлением рулевого, но всего лишь… 20 -30 секунд показавшихся вечностью и вдохнув веру в победу на данном этапе, а затем последовал хлопок напоминающий взрыв. Блок рассчитанный на полутора тонную нагрузку, разрушился у мочки. На топе мачты (топ самая верхняя часть мачты) нести спинакер в такой ветер не представлялось возможным из –за опасности брочинга (брочинг самопроизвольный выход яхты с полного курса на ветер с потерей управляемости и последующим опрокидыванием). Поломка фатальная и в условиях бушующего моря не отремонтировать, проигрыш очевиден, но не падая духом и не расслабляясь, «Белая ночь» продолжила гонку даже с поврежденной мачтой и завершила ее пятой в группе пропустив несколько соперников к долгожданному финишу впереди себя. Пятые из десяти, то же неплохой результат, но командное первенство немного подпортилось. Зато «показав зубы» соперникам, тем что даже в такой ветер, экипаж способен собраться с силами и нести спинакер на грани «фола», перегрузки рангоута и такелажа, и что безвыходных ситуаций не бывает. Все для победы, кроме «Белой ночи» никто не отважился даже попробовать поставить спинакер, ну а готовность экипажа нести спинакер в любой ветер деморализует соперников. Пусть боятся… «Браво» поправила командный результат, снова заняв 1-е место в 4-й группе . «Водный мир» так же сделал почти невозможное, выиграв 1-е место в группе перестроенных «драконов». В первом дивизионе опять отличился Архангельский «Мустанг». Гонки «Кубка Северо-Запада» завершились. Их итог был объявлен на берегу острова Пежостров. Результаты Чупинской команды приятно порадовали . Кубок Северо-Запада забрала яхта «Браво», «Белая ночь» и «Водный мир» соответственно заняли второе и третье места в группах. Чистая победа. Но впереди еще две гонки Соловецкой регаты.

На берегу был организован импровизированный лагерь и начата подготовка ко дню Нептуна. Это давняя 36-ти летняя традиция Соловецкой регаты, морское крещение с официальным посвящением в яхтсмены Белого моря, для тех кто впервые на Соловецкой регате, таких нашлось 3 человека на «Белой ночи» и двое на «Браво». В процессе действа для новичков проводятся конкурсы где им предложено померяться силами и умениями, а затем Нептун , предлагает каждому вновь обращенному яхтсмену Белого моря испить чарку воды соленой и регистрирует сие действо грамотой исполненной в морском стиле, которая тут же и вручается. Ну а затем черти традиционно кидают с берега особо отличившихся в студеную 13-ти градусную мокрую воду, завершая праздник купанием самого Нептуна. Дальше следовало неформальное общение экипажей и небольшой отдых.

16 июля. Яхты отправляются в свободном плавании до небольшого Карельского городка Чупа, расположенного в вершине одноименной губы Кандалакшского залива Белого моря и представляющего собой настоящий скандинавский фьёрд изрезанный бухтами и окруженный поразительной красоты скалами. В Чупе яхтсменов ожидал традиционный для наших мест прием. Торжественное построение и приветственное слово Главы Чупинского городского поселения Давыдова Ю.А., хлеб-соль участникам, рассказ яхтсменов о программе пребывания в Чупе, возложение венков на площади павших бойцов, футбольный матч Регата против Чупы, и ставший уже традиционным с 1994-го года концерт творческих коллективов в доме Культуры «Горняк», руководителем коллектива которого уже много лет является Елена Вашлаева, в прошлом матрос яхты «Белая ночь» и идейный вдохновитель культурных проектов. Небольшое представление яхт и экипажей, фуршет в неформальной обстановке, живое общение все еще соперников, но и давних друзей, тех ходит в море сейчас и тех кто уже перестал закрутившись в водовороте жизни. Все по доброму и душевному. Спасибо Чупе за прекрасный отдых. А тем временем открылся музыкальный этно-культурный фестиваль «Белый шум» организатором которого стал известный музыкант Илья Шкуринский или попросту Шкурибас, родом из Чупы , объединивший и зажегшей идеей фестиваля многих активных жителей и организовавший это прекрасное действо объединившее музыкальные команды всего Северо-Запада (Питер, Петрозаводск, Чупа, Москва, Северодвинск, Мурманск и многие другие города). «Белый шум» должен стать брендом Чупы и оживить гостевую активность в депрессивном в промышленном аспекте регионе, привлекая гостей со всей необъятной России. На концерте собралась вся Чупа , участники регаты, гости приехавшие на фестиваль. Для проведения этого мероприятия пришлось обратиться к Йенсу Армсдорфу – офицеру, благотворительного фонда Lighthouse (Германия), идея фестиваля была поддержана Йенсом , он выделил средства и фестиваль состоялся.

День 17 июля. Объявлена гонка в Чупинской губе. Гонка не большой протяженности всего 6 миль, но ее мог видеть весь поселок, не много мест в России где парусные соревнования можно наблюдать полностью прямо с берега, что популяризирует парусный спорт. 

1200 старт дан, гонка опять штилевая, в качестве судна поворотного знака стоит яхта «Магеллан», запланирована одна петля. Ветер, зачастую пропадает полностью. Приливное течение заставляет яхты дрейфовать назад к старту, только самые стойкие огибают мыс острова Котков и медленно – медленно с черепашьей скоростью приближаются к поворотному знаку. Борьба за честь первыми пересечь финишную прямую была между «Белой ночью», «Командором», «Шансом», «Легендой» и «Браво». Лидеры шли к финишу плотной группой, постановки и смены спинакеров следовали одна за одной. Первой финишировала «Белая ночь» выиграв , абсолютное время данной гонки, затем «Шанс», «Браво», «Легенда», «Командор». В зачетных группах яхты распределились следующим образом. Абсолютное время – «Белая ночь» Чупа, 1-ая группа – 1-е место «Командор» Архангельск, 2-ая группа 1-е место «Белая ночь» Чупа, 3-я группа 1-е место «Водный мир» Чупа, 4-ая группа 1-е место «Браво» Чупа. Дома и скалы помогают. Чупинская команда заняла все первые места в группах в которых была представлена. Зрители наблюдавшие за гонкой с причала яхт-клуба были поражены развернувшимся на их глазах поединком. А Чупа осталось гордой за своих птенцов. Вечером было продолжение фестиваля, куда были приглашены все экипажи яхт, затем ночной переход к острову Сосновец и старт последнего этапа на Соловки.

Последний этап был сложный, сильный встречный штормовой силы юг-юго-западный ветер встретил яхтсменов сразу же после старта. Несколько полок рифов и уменьшенные стакселя вот удел для участников лавировки на 100-мильной дистанции. К сожалению на «Белой ночи» лавировочного стакселя не было, были только №2 и штормовой, как следствие несколько контргалсов, потеря времени, замена маленького стакселя обратно на большую генную и две полки рифов на гроте, яхту кренит до рубки, большой угол лавировки, все измотаны и устали, перспектива неудачного исхода. На подходе к Соловкам все изменилось. Ветер выключили и пришел туман, плотный как молоко , в нем не видно и плохо слышно, и еще в Беломорских туманах дует ветер и ветер подул, от острова Топы попутка на знак и судейское судно, соперники не видят друг друга, путеводная нить GPS выводит «Белую ночь» прямо к финишу на судейское судно, пресечение финишной линии произошло эффектно под спинакером, некоторые из соперников не смогли найти судейского судно и банально промазали и делали лишние повороты в поиске финишной линии, это удача которую поймали за «хвост». Потери и закономерное отставание от основной лидирующей группы нанесенная встречным ветром на первой половине гонки , с лихвой компенсировалась в гонке туманной. Итогом стало 2-е место яхты «Белая ночь» во 2-й зачетной группе, первое место унес «Шанс» отыграв у «Белой ночи» всего лишь восемь тысячных часа в исправленном времени и это в суточной гонке, в первой группе опять отличился «Командор», в группе Конрад25 первое место у Северодвинского «Люкса» , в группе перестроенных драконов 1-е место у Архангельского «Норд-3».

На следующий день награждение, регата завершилась.

По итогам 7-ми гонок «Соловецкой регаты» Чупа забрала 1-е место в 4-й зачетной группе яхты Конрад-25, 2-е место у яхты «Белая ночь» во второй зачетной группе яхт полутонного класса, 3-е место уяхты «Водный мир» в группе перестроенных «драконов».

Командный кубок «Белого моря» по очкам поделили команды «Чупинского морского яхт-клуба» 2-е место и яхт-клуба «Север» Северодвинск 1-е место. Переходящий кубок Северодвинцы отстояли, надолго ли? Ведь Чупа рулит по-любому.

Флаги регаты спущены, яхты разошлись, на следующий год мы обязательно встретимся .

Спасибо соперникам, друзьям, помощникам, спонсорам всем кто с нами гонялся, поддерживал и помогал. Земляки мы оправдали Ваше доверие.

УРА.

Соловецкая регата 2010, кубок северо-запада

Чупинский морской яхт-клуб 2013 Яндекс.Метрика