Рекомендации для фотографа экспедиционера на яхте в Белом море

Фотограф на крейсерской яхте в карелииНебольшие путевые заметки из живого журнала Игната Соловья, участника наших научных экспедиций на яхтах "Чупинского морского яхт-клуба"на "собственной шкуре" испытавшему суровый яхтенный быт, и стойчески перенесшего шторма и сулои. Его заметки хороши не предвзятым взглядом на увлекательный мир Северо-Карельского побережья, советы фотографа профессионала по технике и методам съемок помогут фотоохотнику, а описание бытовых неловкостей в которые он попадал , описанные с непринужденным юмором, помогут экологическому туристу избежать их при участии в наших программах.

Белое море - не белое пятно.

381/382-й поезд не зря зовут "весёлым". Стоит он и в самом деле весело, пропуская всё что можно и нельзя. Но зато поспать вполне.

В запасе как минимум три тяжеловесных материала для STRF и вообще пачка картинок для фликра, жежешечки, ычана и вконтактика. В загашнике ещё пяток плёнок, снятых на мамию. Фотокарточки будут позже, хотя цифра уже в целом разобрана и обработана.

Блиц-итоги:

-1. Белое море на яхтах с профессиональными капитанами - это исключительно хорошо в любую погоду. У меня таки есть слабая форма морской болезни, которая выражается в том, что я исключительно хорошо сплю, если волнение 4 балла и выше.

0. Отсутствие связи - это не так плохо, как может показаться. Тем лучше, когда она внезапно есть.

1. Утопил видеомыльницу - положил в моторке мимо кармана куртки, на дне лодки была солёная водичка, видеомыльница работала. Туда ей и дорога - разом снялась куча сиюминутного геморроя в части "сделать из говна пулю", бо насмотревшись за много лет на телевизионщиков и киношников, я ляпать видео в стиле "снято на море для ютуба" органически не могу. Если у меня ещё и будет видеокамера (не исключено, что будет), то определённо более приличная и не весьма скоро. Как минимум с сенсором не 1/6", динамическим диапазоном больше такового у мобильника, "зеброй" и стереовходом для микрофона.

2. Зуйка 28/2.8 по причине моей невнимательности болталась в кармане без передней крышки и превратилась в софт. Жалко, но возобновляемо, тем более, что зуечный софт 28 мм - это в целом, как оказалось, совсем не противная вещь, в отличие от софта на базе совка или упиленного в хлам никкора.

3. Пейзажи, дикая природа, море, воздух, комары, рыба - в числе, качестве и количестве.

Теперь практические выводы по технике, экипировке и прочему. Много и обильно упоминаются разные бренды и цены, но это не реклама, а проверенные жизнью рекомендации от меня лично и собственно яхтсменов. Денег я за этот пост ни от кого не получил, хотя и не отказался бы ;).

a. Рюкзак должен быть на 100 литров. Больше не нужно, меньше может оказаться мало. Спасибо тёзке, RedFox Lhotse Light вместил аккурат всё, что нужно, а также немного лишнего. Но система подвеса, лямок и строп мне больше нравится у deuter, Quechua или TATONKA.

b. Если вы не планируете снимать в это время года пейзажи на дырке 16...64 посреди ночи или использовать форматную камеру - штатив не нужен. Совсем. Монопод может пригодиться, если посреди ночи снимать тюленя в тени в воде, но монопод я с собой не брал. Если вы не планируете сходить на берег или делать это редко, как я, то штатив вам будет только лишним грузом - общеизвестно, что даже на самой спокойной воде выдержать больше 1/15 с палубы на неподвижный объект не получится никак - микрошевелёнка случится всё равно. А если есть хоть малейшая рябь - с рук надёжнее в любом случае. Категорически мне не пригодилась панорамная голова (спасибо, хоть и впустую, Ване Чудакову - те цилиндрические панорамы, которые я снимал для гидробиологов, вполне неплохо сшились в авторежиме Photoshop CS5, даже будучи снятыми с рук. Сферические панорамы в тех краях делать я глубинного смысла не увидел, хотя геологам это будет весьма полезно. Собственно, Карельский берег - это мечта минералогов и геологов.

с.Стоит отметить, что воздух Карельского берега заметно отличается по качеству от любого городского, причём в лучшую сторону, поскольку эти места - едва ли не самый экологически чистый регион России, если не всего мира. При этом, в отличие от гор, количество ультрафиолета не больше, чем на суше, потому выдать адекватный результат в состоянии совершенно любой объектив практически на любой камере. Получить звеняще резкое изображение на открытой дырке даже EF 38-76/4.5-5.6, известного как самый худший сменный объектив всех времён и народов - никаких проблем.

d. О защите техники и себя.

Море - оно солёное. Поэтому если ваша аппаратура выдерживает дождь, снег и слякоть - это не говорит ровно ни о чём. Наиболее удобным способом рабочего хранения фототехники мне (как и по любому другому случаю) видится разгрузочно-подвесная система ThinkTank, которой я намереваюсь вскоре по возможности обзавестись. Это исключительно хорошо на суше, на палубе и даже в лодке при малом волнении и ветре. Однако, если море неспокойно (а зеркально гладкое Белое море, балующее солнышком и полным штилем, обещает в течение следующих 2-6 часов лютый лисец и ничего другого), а моторка или весельная лодка при этом служит исключительно средством перемещения из точки А в точку Б, обязательно иметь гермомешки (mil-tec) или гермочемодан (КОРСАР), чтобы аппаратура была в них, а они - под ногами или надёжно закреплены под мотором (кормовую часть моторки в режиме глиссирования против волн и ветра заливает меньше всего). Рюкзаки Lowepro Dryzone тоже показали себя достаточно неплохо (не у меня), но с оговорками. 

Если есть планы снимать из лодки, особенно при ветре и волнении, то даже для топовых репортёрских камер и объективов, известных своей устойчивостью к внешним воздействиям, крайне желательны будут всепогодные чехлы (оригинальные Canon и Nikon, KATA, ThinkTank и т.п.). Это общая рекомендация для съёмки в море. В океане солёность, а следовательно и шансы фатально замочить электронику, выше.

Теперь о себе любимом. В июне в Белом море не столько холодно, сколько довольно ветрено, поэтому тащить с собой много шерстяных вещей не имеет смысла. Что иметь обязательно:

- резиновые сапоги, лучше болотники. У меня были и есть псковские из Сплава за 300 рублей, но болотники "Дюна" заметно лучше, хотя и не сильно дороже (если честно, то дороже они втрое, но это не американские охотничьи по 350 баксов). Если планируется долго находиться на воде в моторке или гребной лодке, то имеет большой смысл термобельё. Ах, да. Резиновые сапоги очень хорошо сочетаются с носками шерстяными и поверх них неопреновыми, конечная сумма всего этого должна сидеть на ноге как влитая (болтающаяся обувь в море категорически недопустима по соображениям личной безопасности). Это плюс размер-полтора от вашей обычной обуви, мерить тщательно. Если голенище снабжено водостойким материалом с затяжкой - тем лучше. Штаны заправлять в сапоги в таком случае, в противном - опускать поверх. Обязательна нескользящая подошва - во-первых, просто чтобы не скользило, а во-вторых, шастать по валунам на литорали или высаживаться на берег (особенно на острова, где в зоне прибоя почти обязательны фукус и нитчатые водоросли) нужно так, чтобы не навернуться, особенно если на шее висит аппаратуры на полтораста тысяч за б/у в актуальном состоянии. 

- сандалии пригодятся на случай тёплой погоды и усталости от сапог. Обычные хорошие кроссовки (asics, merell, la sportiva - главное, чтобы была подошва Vibram) качественные (ecco, skechers, timberland и т.п.) или тактические (5.11, Alpha Industries) ботинки тоже не повредят, нескользящая подошва строго обязательна. Уставные берцы и всякое их подобие (гриндера и пр.) противопоказаны категорически.

- в целом мне хватало сплавовских штанов из рипстопа и сплавовского же рипстопного анорака, имеющего большой карман на пузе и противомоскитную сетку на капюшоне. Если вы, не приведи небо, забыли репеллент на берегу или на корабле - накомарник будет единственным спасением. Главные достоинства одежды для моря - непродуваемость в первую очередь и непромокаемость - во вторую. Тем не менее, если одежда промокает - она должна сохнуть быстро. Брюки и куртки Tribord и Marmot - очень хорошо, если денег нет - СПЛАВ спасёт, а вот дешёвый тонкий байдарочный костюм - это не слишком правильно.

- репеллент. В принципе, годится любой, но в этом сезоне карельский гнус очень не любит gardex, Mosquitall и ДЕТА. Стоит отметить, что укусить хотя бы раз должны - для иммунитета. Я четыре дня ходил опухший, как пьяный эскимос (какая-то собака засадила мне в глаз, по счастью - в нерабочий правый), но потом насекомые не доставляли ничего, кроме раздражения. Чем лучше погода - тем больше гнуса, оводов и комарья, mind that. Если всё же покусали - окунайте покусанные части в морскую воду, очень помогает. Собственно, морская вода сама по себе является очень хорошим антисептиком, так что на мелкие порезы и ссадины в море можно вообще не обращать внимания.

- весьма полезны будут перчатки. Обычные шерстяные рабочие в пупырышки годны для работы с мокрым такелажем или якорным канатом, если есть предубеждение против хватания за них голыми руками или веские основания эти руки беречь. Во всех остальных случаях - либо специальные яхтенные обрезные, либо самые обычные велосипедные с неопреновой ладонью и полиэстеровым верхом. Я вполне обошёлся велосипедными b.twin из Декатлона за 400 рублей. Нескользящая ладонь обязательна - хвататься за ванты, тросы, канаты, камни и т.п.

 

- крайне желателен резиновый или пропитанный штормовой костюм. У меня его нет, так что я пользовался капитанским норвежским 54-го размера, надетым поверх всего. Если мне случится ещё ходить по морям (на что я надеюсь), тем более северным, я обязательно себе куплю. Хороши Gill, Patagonia, Tribord и тот самый норвежский, название которого я забыл, но при случае всенепременно вспомню.

- одежда на море должна быть яркой, если вы не участвуете в войсковой спецоперации или не занимаетесь фотоохотой (но фотоохотнику на конкретном острове надо торчать минимум неделю, чтобы привыкли, к тому же он скорее не видом пугает, а звуком и запахом). Чем ярче - тем лучше. Ярким должен быть как минимум спасжилет, который по технике безопасности обязателен для всех в лодках (независимо от умения плавать, вода температурой 3-9 градусов - не оно) и для несовершеннолетних, кроме того, - при нахождении на открытой палубе любого судна, за исключением круизных теплоходов с высоким палубным ограждением.

Если что - я ни разу не "искупался", но это исключительно благодаря соблюдению ТБ, въевшейся в мозг и тело фотоосторожности, а также тому, что швартовать и толкать лодку приходилось в основном не мне. Спасжилеты годятся любые, сейчас в моде и цене самонадувающиеся, которые практически не доставляют неудобств, когда не пригождаются. Камуфляжный спасжилет - может быть и можно, но в случае чего резко снижает шансы на спасение его пользователя.

- аппаратура. Тут всё зависит от кошелька и личных предпочтений. Я брал с собой свой обычный комплект из EOS-1D Mark IIn, Sigma 12-24, Sigma 24-70EX HSM, Sigma 50/1.4, EF 70-200/2.8L IS, экстендера 2хII, макрокольца Kenko 25 и двух зуек - полупогибшей 28/2.8 и макрика 50/3.5 1:2. Меньше всего мне пригодились как раз 50/1.4 и экстендер, хотя я использовал и их. Вспышка все две недели провалялась в рюкзаке, взятая исключительно на всякий случай, которого не случилось. Если вы хотите снимать птиц и тюленей, а вы их захотите снимать в любом случае - светлый супертелевик со скоростным мотором или хотя бы зеркально-линзовая пятисотка (Рубинар или Samyang) должны быть с собой. 100-400 ситуацию тоже спасёт, но не сильно, я жалел от отсутствии у меня 500/4L IS USM или 400/2.8L IS USM. Скоростная тушка, скоростные моторы фокусировки, светосильная оптика, стабилизаторы - не пустой звук. 

Кроме того, поскольку с одной, пусть и хорошей, цифрозеркалкой ехать в пейзажные края близко к святотатству, я взял также Mamiya 645-1000S с тремя объективами (55/2.8N/L, 110/2.8C и 150/3.8N/L), призмой и шахтой. Призмой и 110/2.8 я воспользовался ровно один раз, 150/3.8 - дважды или трижды. Всё остальное время у меня стоял ширик. Маленькая цифромыльница тоже будет весьма не лишней - в таких условиях при разумном использовании результата она очень годна.

 

- особенности съёмки пейзажей. Если снимать на слайд, то градиентные фильтры на 1, 2 и 3 ступени в любых условиях кроме как "красивые облака в кадре и солнце за спиной" практически обязательны. Негатив - исключительно Fuji Reala 100 и Kodak Ektar 100. Собственно, кроме этих плёнок можно вообще никакие другие с собой не брать, если нет особой любви к ч/б (тут Fuji Acros 100 и Kodak TMax 100 вне конкуренции) или слайду, хотя для слайда я слишком ленив, а снимать в тех краях только ч/б категорически противопоказано, если вы не Ансель Адамс или Рагнар Аксельссон.

- быт. Пресная вода, несмотря на то, что её в Северной Карелии вполне можно пить просто так практически из любой речки, на борту и на островах имеет большую ценность. И если чистка зубов - дело по части расхода пресной воды терпимое и понятное, то мытьё посуды производится, кроме самых запущенных сковородок, исключительно забортной водой натуральной температуры. Фейри - зло, в качестве посудного средства куда лучше Пемолюкс, который в холодной солёной воде отмывает никак не хуже, а смывается моментально и всегда. Практика (а посуды мне, как наименее занятому члену экипажа яхты "Магеллан", пришлось перемыть изрядно) показывает, что это, хоть и неприятно, но совершенно выполнимо даже в шторм с качеством едва ли уступающим лучшей посудомоечной машине. С готовкой еды проблем нет - камбуз в виде шкафчика с двухконфорочной баллонной газовой плиткой лихо перекрывает потребности любого гурмана. Рацион по желанию и кошельку, за 500 рублей на человека в день можно питаться исключительно деликатесами. Например - лосячьей тушёнкой из посёлка Лоухи, по сравнению с которой любая другая тушёнка, мною пробованная, годится только на корм рыбам, кабы не сразу в помойку.

 

Если лень рыбачить самостоятельно, то местные рыбаки с удовольствием продадут вам сёмгу (конечно контрабандную, но сёмги там столько, что все рыбаки Белого моря не нанесут большого ущерба популяции). Чем южнее, тем дороже, если в Гридино можно сговориться по 100-150 рублей за килограмм, то в Поньгоме уже 300-350. "Рыбой" и "рыбкой" называется только и исключительно сёмга. Всё остальное - треска, селёдки, зубатка, камбала и пинагоры. Другие виды с плавниками и жабрами вообще не имеют названия и значения. 

Пинагор вроде бы близкий родственник осетровым, в Белом море достигает 30 сантиметров, в Баренцевом - больше. Говорят, в московских и питерских ресторанах стоит немеряных денег, но в поморских деревнях ценность имеет такую, что в Гридино биологам, юнге и журналисту семь ошкеренных - только пожарить - тушек самок пинагора плюс килограмма полтора вкуснейшей суточной очищенной икры, не уступающей по всяким качествам каспийской чёрной, отдали за просто так. Мастер-классу по ошкериванию пинагора будет посвящён отдельный пост, а может быть и материальчик в вышеупомянутом СМИ (хотя на самом деле там можно сделать и так, что даже "Русскому Репортёру" может сильно понравиться). Никакой рыбы и икры я не привёз, потому как если бы и доехала бы, то всё равно уже не торт.

Гальюн (туалет) на гоночных яхтах Чупинского морского яхт-клуба "Белая Ночь" и "Браво" предусмотрен только "прямого падения и естественного смыва", т.е. задницу за борт через леера. Для желающих - ведро. Но на "Магеллане" в машинном отделении установлен помповый унитаз, который, несмотря на почти детские габариты, добавляет комфорта почти до пяти звёзд. Минус звёздочка за запах соляры и рёв дизеля. Зато раз он стоит в машинном отделении, то, соответственно, является одной из наименее качаемых точек на судне, которое совершенно непотопляемо, но на любой волне принимается за бортовую, килевую или смешанную качку.

Качка, вопреки опасениям, не вызвала у меня рвотного рефлекса. В 3-балльную погоду я мыл на палубе посуду. Когда баллов прибавилось и погода стала штормом - просто завалился спать и сон был чертовски хорош и крепок. Однако если у вас морская болезнь есть - запаситесь "драминой" и леденцами.

 

- связь. Спутниковые телефоны на яхтах имеются (как минимум на "Белой ночи"), но спутниковый телефон - дорого и очень дорого, а портативные впридачу крайне плохо умеют передачу данных (15 центов в минуту минимум, сеансово, скорость непредсказуема). Единственное, что работает нормально, кроме INMARSAT - это IRIDIUM. Globalstar и Thuraya - хлам. Мобильная связь встречается эпизодически у берега в более или менее крупных населённых пунктах с приличной логистикой (Чупа, Поньгома), в основном МТС и Мегафон-Карелия. У MTC - EDGE, у Мегафона - честное 3G. Билайн дальше ж/д станции Медвежья Гора (кстати, там продаются отличные шаньги с ягодами и рыбники) отсутствует как класс, хотя на Соловках может быть и есть.

Отдельная благодарность тем участникам экспедиции, с которыми я имел удовольствие более или менее постоянно общаться лично. Страна должна знать своих героев.

Капитан и владелец яхты "Магеллан" Гаврила Постоев

Старпом яхты "Магеллан" (временно), кок и моторист Вася Ефимов, которому я бело завидую по части совершенно фантастического зрения, а также настоятельно рекомендую кинематографистам на роль молчаливого и сурового финского юноши, если на Вилле Хаапсалло не хватит денег ;)

Ведущий инженер ИПЭЭ РАН, специалист по белухам Даша Кузнецова

Координатор морской программы WWF Russia геоэколог Юля Супруненко

 

Капитан яхты "Белая ночь" и директор Чупинского морского яхт-клуба Юра Рыбаков

Старпом яхты "Белая ночь" Саша "Шкалик" Шкляров

Матрос яхты "Белая ночь" Дима Зацепин

Юнга яхты "Белая ночь" Олег "Катастрофа" Кораблёв, самый младший участник экспедиции (чупинские дети, когда я его разыскивал с целью отдать фотографии, мне возразили: "Ээ, дядя фотограф! Это в яхт-клубе он может и Катастрофа, а у нас - уважаемый человек!" - в 11 лет он в море ходит уже третий сезон, хотя всё же он Катастрофа, да...)

Начальник гидробиологической секции, к.б.н., н.с. ББС МГУ Елена Дмитриевна Краснова

Дипломница биофака МГУ, гидробиолог Таня Рогатых

Ассистент гидробиологов, семиклассница 192-й школы Аня Воронина

Капитан яхты "Браво" Глеб Шатков 

Старпом яхты "Браво" Саша "Кузя" Кузьменко

Если Вы хотите принять участие в качестве волонтера или совершить поход по маршруту экспедиций  "Чупинского морского яхт-клуба"  просим писать Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или звонить +7921 523 44 98

Наши научные экспедиции проходят при поддержке WWF (Всемирного фонда природы).

Чупинский морской яхт-клуб 2013 Яндекс.Метрика